1 рубль от Путина

Президент попросил отдать регионам часть топливных акцизов. Минфин пообещал, но так, чтобы не пострадал федеральный бюджет
Если отдать регионам все акцизы, ситуация с дорогами, конечно, улучшится, это существенно сократит дефицит их бюджетов /Максим Стулов

Совершенно точно часть топливных акцизов, которые забрал федеральный бюджет, нужно отдать регионам, заявил президент Владимир Путин на совещании с членами правительства: «50 копеек, рубль, я не знаю», иначе «будем на телегах там ездить, там невозможно будет вообще передвигаться».

В России 500 000 км региональных дорог и 930 000 км – местных и муниципальных, напомнил министр транспорта Максим Соколов. Федеральные дороги – наименее протяженные (более 50 000 км), но и более качественные. За их финансированием следит правительство, и доля качественных федеральных трасс выросла с 42,5% в 2012 г. до 70% в 2016 г. (по протяженности, см. график). Региональные же дороги получают 15–16% от необходимого финансирования и только 41,5% из них – качественные, констатировал министр. Федеральный дорожный фонд составляет около 660 млрд руб., а регионы из своих фондов тратят на дороги примерно 740 млрд руб., уточнил министр финансов Антон Силуанов.

На 75% региональные дорожные фонды наполняются топливными акцизами, до 25% приносит транспортный налог, говорит замдиректора «Радора» Анна Цаплина. С 2016 г. часть топливных акцизов перешла из региональных фондов в федеральный и его доля растет (сейчас – около 38%). Когда доходы федерального бюджета сократились, правительство повысило акцизы, забрав часть в федеральный бюджет, напомнил Силуанов.

Изменить ситуацию президент поручал в мае – до наступления лета правительство должно было представить предложения о перераспределении акцизов. Законопроект разработают Минфин и Минтранс, говорил представитель Минфина. Минтранс постепенно к 2020 г. повысит долю регионов в доходах от топливных акцизов до 100%, заявлял его представитель. В 2017 г. в регионах можно было бы оставить примерно 110 млрд руб., в 2018 г., если восстановить их прежнюю долю, – 160 млрд, а если отдать им все эти акцизы – 225 млрд руб., считает Соколов.

За счет акцизов федеральный бюджет частично помогает регионам реализовывать общефедеральные дорожные проекты, заметил Силуанов, и простая передача доходного источника из федерального бюджета в регионы может вызвать проблемы. Минфин готовит предложения по налоговым изменениям и в них может «отрегулировать» передачу акцизов так, чтобы они зачислялись полностью в региональный бюджет, но и интересы федерального бюджета не были ущемлены, заявил Силуанов. «Это перераспределение <...> не должно быть таким, когда вы акцизы оставите, но где-то отщипнете у них настолько, что им опять на дороги денег не останется», – предупредил Путин. Как именно Минфин предложит компенсировать выпадающие 200 млрд руб., его представитель не прокомментировал. Не исключено, что, потеряв часть акцизов, бюджет в ответ уменьшит трансферты регионам, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Если отдать регионам все акцизы, ситуация с дорогами, конечно, улучшится, это существенно сократит дефицит их бюджетов, замечает старший директор Fitch Rating Владимир Редькин. В 2016 г. доходы от всех акцизов в регионах росли в среднем на 30%, в том числе из-за повышения ставки топливного акциза, сейчас регионы ждут снижения этих доходов на 10–15% вместе с запланированным снижением их доли в топливных акцизах.

Если регионам вернут даже 100% топливных акцизов, радикально это ситуацию не изменит: 1 п. п. изъятого налога на прибыль (до 2020 г. – «Ведомости») больше, чем добавка этих топливных трансфертов, говорит экономист Наталья Зубаревич. «Акцизы не улучшают доходную базу бюджетов регионов, но создают видимость, что федеральный центр готов с ними чем-то поделиться», – заключает она.