Китай не может слезть с долговой иглы

Поддерживать высокие темпы роста экономики без увеличения кредитования не удается
Рост экономики Китая во многом обеспечивают кредиты банков: их ссудная задолженность составила в ноябре 150% ВВП против 103% десятилетием ранее./ China Daily / Reuters

Правительство Китая смягчит политику по ограничению кредитования в своей экономической программе на 2018 г., говорят знакомые с ее содержанием люди. В последние два года сокращение долгового бремени было приоритетом Пекина, но в новой программе будет говориться лишь о контроле за ростом заимствований. Решение о смягчении политики ранее в декабре приняло руководство Коммунистической партии Китая (КПК). «Нужно смотреть правде в глаза, – говорит чиновник, участвующий в формулировании политики. – Нереально сократить долг, когда вся экономика зависит от банковского финансирования».

МВФ и Всемирный банк призывали Китай бороться с ростом долга, даже если это в краткосрочной перспективе замедлит рост экономики. Смягчая свою политику, Пекин, однако, дает понять, что намерен поддерживать относительно высокие темпы роста и для достижения этой цели готов мириться с увеличением долга. Для остального мира это может означать, что спрос Китая на нефть и другое сырье по-прежнему будет высок, однако снизить беспокойство относительно возможного долгового кризиса в стране не удастся. «Правительство Китая отступает перед лицом непростой реальности. Признавая риск, связанный с ростом экономики на заемные средства, оно неспособно от них отказаться», – говорит Эсвар Прасад, специалист по Китаю в Cornell University и бывший страновой директор по Китаю в МВФ.

За прошедшие два года регуляторам удалось остановить рост межбанковского кредитования, которое, в частности, помогало менее крупным банкам наращивать выдачу рискованных кредитов. Однако в целом долг продолжил расти быстрее экономики.

В документах по итогам заседания политбюро ЦК КПК 8 декабря, где готовилась программа для конференции по экономическому планированию, которая прошла в среду, говорится о необходимости контролировать «макродолговой коэффициент», то есть отношение долга к ВВП. Эти действия называются главными в политике правительства по нейтрализации рисков в 2018 г. Однако накануне прошлогодней конференции главная задача определялась как сокращение долга.

Цели Пекина на 2018 г.

Китай будет поддерживать темпы экономического роста в 2018 г. на приемлемом уровне, сообщило агентство «Синьхуа» со ссылкой на заявление по итогам конференции по экономическому планированию. Темпы роста кредитования тоже обещано удерживать на приемлемом уровне. Руководство страны продолжит проводить структурные реформы со стороны предложения, а также взвешенную, нейтральную денежную политику, стараясь улучшить качество роста экономики. Контроль рисков будет осуществляться прежде всего в финансовой сфере. Будет приняты меры для усиления регулирования долгов местных органов власти, стимулирования частных инвестиций, углубления реформы государственных предприятий, сообщило «Синьхуа».

В заявлении по итогам конференции, которое процитировало агентство «Синьхуа», не говорится о необходимости снизить корпоративную задолженность (см. врез).

Помощники председателя КНР Си Цзиньпина по экономике и финансовые регуляторы с лета обсуждали долговой вопрос, говорят люди, знакомые с этой темой. По их словам, часто поднимался вопрос о значительной роли банков в обеспечении экономической активности. Было решено, что, поскольку у компаний нет легкого доступа к другим источникам финансирования, таким как продажа акций и облигаций, ограничение работы банков слишком сильно ударит по экономике.

В опубликованном во вторник докладе Всемирного банка говорится, что ссудная задолженность банков составила в ноябре 150% ВВП против 103% десятилетием ранее.

Си Цзиньпин ранее говорил о необходимости больше думать не о темпах роста экономики, а о его качестве. Некоторый аналитики стали думать, что это заставит Пекин бороться с наращиванием заимствований, особенно государственными компаниями. По оценке Macquarie Group, на них приходится около двух третей корпоративного долга Китая. Однако вероятность торговой войны с США и неоднозначная ситуация на рынке недвижимости Китая заставили власти сильнее беспокоиться о перспективах роста экономики. «Обо всем этом уже не раз заявлялось – например, о снижении значимости цели по росту ВВП, но воз и ныне там», – говорит Анна Стивенсон-Ян, сооснователь J Capital Research.

Успокаиваться не позволяет и рынок недвижимости, обеспечивающий около половины роста ВВП. Именно туда, а не в области, который повысили бы конкурентоспособность китайской экономики, направляется более половины новых кредитов. Для борьбы с пузырями в этой области власти намерены выделять новые земли под застройку, развивать рынок аренды жилья и вводить налоги на недвижимость, говорят знакомые с экономической программой люди. По словам советников правительства, в 2018 г. власти также будут пытаться ограничить рост госпредприятий на заемные средства, стимулировать перевод их долгов в акции и ограничивать местные власти, которые занимают деньги на крупные и зачастую неоправданные строительные проекты.

«В долгосрочной перспективе общее движение в направлении сокращения задолженности не прекратится», – говорит Чжан Мин, старший экономист в Китайской академии общественных наук.

Перевел Михаил Оверченко