Статья опубликована в № 4515 от 26.02.2018 под заголовком: Дорога уперлась в фонд

Минфин и Минэкономразвития договорились о снижении рисков инвесторов в инфраструктуру

Осталось решить, как их поддержать финансово
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

На российском инвестиционном форуме в Сочи премьер Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэкономразвития за неделю договориться о проекте инфраструктурной ипотеки – механизме государственно-частного партнерства (ГЧП), с помощью которого Минэкономразвития рассчитывает привлечь инвесторов. Спустя неделю оно опубликовало на regulation.gov.ru пакет изменений в законодательство о концессиях и ГЧП.

Поправки снижают риски инвестиций и делают более гибким механизм их привлечения. Публичные партнеры, например регионы, смогут объединяться, чтобы провести совместный конкурс на строительство инфраструктуры и заключить одно соглашение о концессии или ГЧП. Сейчас каждый должен заключить отдельное соглашение, говорит руководитель практики ГЧП Dentons Владимир Килинкаров. Параллельно с основным конкурсом на стройку государство сможет провести еще один, чтобы отобрать и кредитора. Правда, его результаты ни к чему не обяжут государство – выбрать победителя оно сможет на свое усмотрение. Это позволит снизить стоимость финансирования, говорят три консультанта инфраструктурных проектов. Но остается вопрос, что делать, если победитель основного конкурса не сможет выполнить все условия победившего кредитора, например предоставить требуемое обеспечение в обмен на низкую ставку, беспокоится директор EY Сергей Лузан.

Госбанки смогут выступать в роли инвестора. Разрешение на строительство инвесторы смогут получать уже после подачи конкурсной заявки (сейчас их не допустят к конкурсу). А подтвердить опыт можно будет, сославшись на проекты акционеров концессионера, говорит глава российской инфраструктурной практики Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. Еще один спорный вопрос, ответ на который дают поправки, – затраты на создание объекта могут быть полностью компенсированы из платы концедента, продолжает она.

Инвестор, который предложил проект государству, но не победил на конкурсе, получит компенсацию за его подготовку (до 1% от стоимости проекта), говорит Килинкаров. Для защиты инвесторов Минэкономразвития предлагает внедрить в концессиях механизм take or pay («бери или плати»). Государство гарантирует спрос: должно будет платить, даже если использует объект меньше, чем планировалось, поясняет Килинкаров. Такие контракты возможны и сейчас, но есть риск, что соглашение не будет исполнено, говорит Ревзина.

Поправки устраняют многие барьеры для привлечения инвестиций, признают опрошенные юристы, но не хватает механизма господдержки – договориться о нем Минэкономразвития и Минфину пока не удается. Чтобы «ликвидировать так называемые бутылочные горлышки» инфраструктуры, необходимо 10–15 трлн руб., говорил министр транспорта Максим Соколов. Пока все вложения в инфраструктуру государства и частных инвесторов не превышают 4,8% ВВП, или 4,3 трлн руб., подсчитали аналитики InfraOne, причем значительная доля внебюджетных средств приходится на госсектор. Бюджетные инвестиции сокращаются: в 2017 г. они снизились на 24% по сравнению с 2014 г., их доля в ВВП уменьшилась на 0,08 п. п. до 0,62%, говорится в обзоре InfraOne.

Решение о механизме господдержки будет приниматься отдельно, отмечает федеральный чиновник, оба министерства должны подготовить свои концепции и представить их в марте в правительство. Минэкономразвития будет настаивать на создании специального фонда, Минфин – на госконтрактах с оплатой в рассрочку, знает он. Эту информацию подтверждает сотрудник одного из инвесторов в инфраструктуру, участвующий в совещаниях о финансовом механизме: Минфин и Минэкономразвития пока «договорились договориться».

По замыслу Минэкономразвития, фонд инвестиций в инфраструктуру будет предоставлять финансирование проектам, привлекая деньги с рынка через облигации, обеспеченные госгарантиями. Под госгарантии Минэкономразвития просило 300 млрд руб. на 2018–2020 гг., рассказывали чиновники.

Фонд вызывал больше всего возражений со стороны Минфина, знают два других чиновника. Это следовало и из письма Минфина, направленного в правительство 2 февраля (с копией «Ведомости» ознакомились). Представители Минфина и Минэкономразвития отказались комментировать разногласия о механизме финансирования. Опубликованный законопроект важен для работы над инфраструктурной ипотекой, но без фонда развития инфраструктуры масштабно запустить механизм госгарантий и использовать капитальные гранты вряд ли получится, считает Ревзина.

Читать ещё
Preloader more