Через два месяца придется платить пошлину при ввозе товаров дороже 500 евро

Если люди едут на машине или поезде
Власти придумали, как бороться с челноками/ Павел Лисицын / ТАСС

Нормы беспошлинного ввоза товаров наземным транспортом сократятся втрое уже с 1 января 2019 г. – такое решение принял совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Документ был опубликован в начале ноября на сайте Евразийского экономического союза.

До 2018 г. в странах союза не было единых норм беспошлинного ввоза товаров для личного пользования – они появились вместе с новым Таможенным кодексом ЕАЭС. Сейчас без уплаты пошлин можно ввозить машиной или поездом товары стоимостью до 1500 евро или до 50 кг, но еще в декабре 2017 г. страны договорились снизить пороги. Это должно было происходить постепенно: в 2019 г. – до 1000 евро, потом снижение на 250 евро ежегодно и так до 500 евро в 2021 г. Вес оставался сначала прежним, в 2020 г. сокращался до 35 кг, через год – до 25 кг. Но ЕЭК решила ускорить процесс – нормы снизятся до 500 евро и 25 кг уже через два месяца. Это предложение России, говорит представитель Федеральной таможенной службы (ФТС).

С суммы, превышающей норматив, нужно заплатить пошлину в 30%, иначе грозит штраф, конфискация товара и даже уголовная ответственность. Для авиапассажиров ничего не меняется – без пошлины можно ввезти личные товары на 10 000 евро или до 50 кг. Не касаются новые нормы также алкоголя и неделимых товаров, например аппаратуры тяжелее 35 кг. Норма ввоза алкогольных напитков и пива уже уменьшена: с 5 л на человека (из них 2 л с уплатой пошлины) до 3 л.

90% личных грузов вписываются в новые нормы, говорит представитель ЕЭК: изменение не коснется большинства населения. Действующие нормативы – одни из самых высоких в мире, рассказывает представитель ФТС, из-за этого люди регулярно пытаются ввезти коммерческие партии под видом товаров для личного пользования. Особенно актуально это для Северо-Западного, Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, где активен челночный бизнес, объясняет он, проблемы возникают только при перевозке наземным транспортом, поэтому нормы для воздушного транспорта прежние. Оценить челночные перевозки он вчера не смог.

Порог в 500 евро с 2019 г. будет действовать для посылок, теперь прибавился и багаж, указывает партнер юридической группы Paradigma Валерия Селиванова. Новые ограничения затрагивают прежде всего торговлю в приграничных областях и могут сказаться на пассажиропотоке в этих регионах, рассказывал «Ведомостям» ранее сотрудник крупной логистической компании. Инициатива затронет челноков из азиатских стран, согласен партнер «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Патракеев, но может ударить и по людям, купившим, например, относительно дорогие часы или аксессуары. Чиновники уже рассказывали, что ФТС стала оперативно узнавать о дорогих покупках россиян за рубежом: информацию она получает через систему tax free и от зарубежных правоохранителей. Оба канала полностью заработали в ноябре – декабре прошлого года. Ускоренное снижение норм беспошлинного ввоза говорит о готовности ФТС контролировать наземные потоки товаров, считает заместитель гендиректора оператора таможенных платежей «Мультисервисная платежная система» Андрей Чешко. Например, ФТС уже предлагает людям оплатить пошлины на таможенном посту по QR-коду.

Государство борется с теневыми заработками и «ведомства можно понять», но люди найдут способ обойти ограничения, например будут чаще ездить за границу за товарами, говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Приграничная торговля не пострадает – местные жители приспособятся, согласен Патракеев. Для малого бизнеса уход в тень часто является единственным способом поддержания экономической активности, говорилось в докладе Высшей школы экономики.