Штрафы за непредоставление и задержку бухгалтерской отчетности могут вырасти в 140 раз

Бизнес игнорирует обязанность сдавать ее в Росстат
Сейчас действуют лишь общие штрафы за непредоставление информации госорганам/ Екатерина Кузьмина / Ведомости

Максимальные штрафы за непредоставление и задержку бухгалтерской отчетности могут вырасти в 140 раз – с 5000 до 700 000 руб. Такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях на прошлой неделе опубликовал Минфин. Новые правила должны вступить в силу с 2021 г.

Бухгалтерскую отчетность в течение трех месяцев после ее составления бизнес должен сдавать в налоговые инспекции и Росстат, который и отвечает за наполнение государственного информационного ресурса. В середине ноября президент Владимир Путин подписал поправки в закон о бухгалтерском учете, по которым с 2020 г. контроль за этим ресурсом переходит к Федеральной налоговой службе (ФНС).

Данные в этой базе публичные – люди и компании могут запросить, скажем, сведения о финансовом состоянии контрагентов и их добросовестности. Оттуда берет информацию, например, «СПАРК-Интерфакс». По данным Росстата, в прошлом году поступило более 8 млн запросов на такую информацию, указано в пояснительной записке к законопроекту.

Но специальной ответственности за непредоставление отчетности или ее задержку нет. Сейчас действуют лишь общие штрафы за непредоставление информации госорганам: от 3000 до 5000 руб. Такие суммы не могут быть эффективной превентивной мерой, пишет Минфин в пояснительной записке. Конкретные штрафы согласно проекту поправок будут зависеть от того, обязана или нет компания составлять аудированную отчетность, сдала она ее с опозданием или вовсе утаила.

Изменения подготовлены, чтобы повысить дисциплину предоставления этой отчетности, лаконичен представитель Минфина. Его коллеги из ФНС и Росстата в пятницу вечером не ответили на запрос «Ведомостей».

Крупный бизнес, как правило, сдает бухгалтерскую отчетность в Росстат, но средний часто не делает этого, рассказывает член ­экспертного совета Торгово-промышленной палаты Максим Хвалибов. В Росстат действительно ее часто не отправляют, подтверждает старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев.

Компании и так представляют бухгалтерскую отчетность в ФНС, иначе у налоговых инспекторов появится подозрение, что это фирма-однодневка, рассуждает Андреев: «Они сравнивают ее с налоговой отчетностью и обращают внимание на любые расхождения». Некоторые данные по-разному отражаются в двух видах отчетности, говорит Хвалибов: например, какие-то операции по передвижению денег (безвозмездная финансовая помощь или покупка необращающихся акций) нейтральны для налоговой базы и их не отражают в налоговых декларациях, но они влияют на бухгалтерскую отчетность.

Если контроль за государственным информационным ресурсом будет у налоговой службы, то остается вопрос, зачем сейчас вводить штрафы, которые потеряют актуальность через два года, удивляется Андреев.