Минфин готов увеличить долю средств ФНБ в проектах

Но ждет от инвесторов еще больше собственных вложений
Минфин готов отдать резервы в проекты, существенно профинансированные самими инициаторами /Максим Стулов / Ведомости

Минфин изменил условия инвестирования фонда национального благосостояния (ФНБ) в проекты, сообщил «Интерфакс» и подтвердили «Ведомостям» два федеральных чиновника. Министерство предложило маневр. С одной стороны, увеличить долю ФНБ в финансировании проекта – если раньше Минфин настаивал, что она не должна превышать 20%, то теперь согласен, если это будет 40% совокупного заемного финансирования за счет всех источников. Но, с другой стороны, ввести новое условие: доля участия ФНБ не может превышать 20% общего финансирования проекта за счет всех источников за исключением бюджетных средств или денег, привлеченных под госгарантии. Займы от компаний, которые прямо или косвенно на 25% и более контролируют инициатора проекта, не учитываются.

Также Минфин предлагает закрепить предельный срок размещения средств ФНБ в проекты – 25 лет. Другое условие – минимальная доходность вложений фонда на уровне ОФЗ (в соответствующей валюте и того же срока) – сохранилось, говорит один из чиновников. Представитель Минфина отказался от комментариев.

Проект поправок в Бюджетный кодекс об инвестировании средств ФНБ Минфин опубликовал в конце ноября. Тогда министерство предлагало вкладывать накопленное во внутренние инфраструктурные проекты, а также потратить часть средств на кредиты другим государствам для покупки российской продукции.

Первоначальные условия критиковало Минэкономразвития – если заложить в формулу требование к инициатору проекта покрыть не менее пятой части стоимости собственными средствами, это ограничит долю ФНБ планкой в 16% цены проекта, пишет «Интерфакс».

Что предлагали сделать с ФНБ

Идей, как расходовать ФНБ, было много. Дискуссия началась с варианта полностью изолировать экономику от его денег, создав аналог Норвежского суверенного фонда – его средства вкладываются лишь в зарубежные активы. Министр экономического развития Максим Орешкин предлагал в письме Путину использовать ФНБ для поддержки экспорта, но вкладывать деньги за границей: в кредитование покупателей российской продукции, создание российских производств и сервисных центров российской продукции за рубежом. Президент идею поддержал, но против выступил ЦБ: с точки зрения притока валюты это то же самое, что потратить деньги внутри страны, говорила Набиуллина. В итоге такой вариант не был рассмотрен Госдумой. Регулятор хотел и вовсе отложить дискуссию о том, как потратить ФНБ. Так, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предлагала повысить планку в 7% ВВП.

Всего за 2020–2022 гг. правительство было готово вложить из ФНБ в экономику 1 трлн руб. – примерно по 300 млрд руб. в год. Приступить к инвестициям из ФНБ, в котором накапливаются нефтегазовые доходы, правительство может, когда его ликвидная часть превысит 7% ВВП, произойти это должно уже в этом году. По данным Минфина, в январе 2020 г. ФНБ превысил 7,8 трлн руб., или 6,9% ВВП. Но финансирование проектов за счет ФНБ может быть отложено на год – до 2021 г. – из-за сделки по покупке доли в Сбербанке правительством у ЦБ, говорили чиновники. Всего ЦБ получит от сделки около 2,5 трлн руб.

Критерии финансирования из ФНБ все еще остаются достаточно противоречивыми, предупреждает управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова. Скорее они подходят для проектов, связанных с крупным промышленным производством, возможно, на средства ФНБ смогут претендовать единичные дорожные проекты с уже согласованными условиями государственной поддержки и понятными источниками финансирования, продолжает она. Важно также, каким будет отбор проектов и контроль за их реализацией, предупреждает Годунова, многие компании, которые получают льготное финансирование, страдают от слишком большой отчетности и зарегулированности процедур.

Условия точно не ухудшились, говорит руководитель InfraOne Research Александра Галактионова, но упор на проекты с большой долей собственных средств стал еще сильнее. Возможное увеличение доли ФНБ в проекте может улучшить его экономику за счет более дешевых займов, отмечает она. Предложенная Минфином ставка привлекательна, считает Галактионова, заемное финансирование концессиям обходилось на конец 2019 г. – начало 2020 г. в 7,5–10,5%. Деньги ФНБ будут дешевле рыночных, согласна Годунова: инфраструктурные проекты сейчас привлекают финансирование по ключевой ставке ЦБ плюс 3–3,5 п. п.

В 2019 г. министр финансов Антон Силуанов уже называл проекты, которые могут быть профинансированы из ФНБ: комплекс по переработке этансодержащего газа и производству СПГ в Усть-Луге, который строят «Газпром» и компания «Русгаздобыча», а также проект «Новатэка» – «Арктик СПГ-2».

Это проекты, которым – особенно на первых этапах – требуется первоначальный капитал, они могут заинтересовать крупных инвесторов, но они должны видеть, что государство тоже заинтересовано, объяснял Силуанов.

Вложение 300 млрд руб. за год в российские инвестиционные проекты ускорит экономический рост на 0,19 п. п., оценивали эксперты Центра развития Высшей школы экономики. А если вместе с ними будет вложена такая же сумма из других источников, рост ВВП ускорится на 0,38 п. п. Но если вкладывать те же 300 млрд руб. за рубеж на поддержку экспорта, отдача будет даже выше – 0,3 п. п.

Исправленная версия. В тексте уточнено название проекта, который, по словам Силуанова, может быть профинансирован из ФНБ.