Как государство использует кризис для импортозамещения

Поддерживать его власти будут с помощью закупок стоимостью 1 трлн рублей
Андрей Гордеев / Ведомости

Помогать экономике выбираться из кризиса российские власти собираются, прибегнув к проверенному со времен Великой депрессии способу – к госзаказу. В проекте плана восстановления экономики правительство предлагает активно использовать закупки бюджета и госкомпаний. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердил федеральный чиновник. В понедельник план был внесен в Кремль, во вторник президент Владимир Путин собирается обсудить его с премьером Михаилом Мишустиным.

С помощью закупок правительство рассчитывает стимулировать не только восстановление экономики, но и импортозамещение – цена этого раздела около 1,1 трлн руб. за два года, или около 15% стоимости всего плана (7,3 трлн, включая стоимость инфраструктурных проектов). Впрочем, почти вся эта сумма – уже запланированные закупки отечественных машин и оборудования по национальным проектам, но теперь чиновники хотят быстрее потратить эти деньги. На эти закупки планируется израсходовать 489,5 млрд руб. в 2020 г. и 556 млрд в 2021 г.

Кроме того, власти собираются использовать заказ госкомпаний (составил 21 трлн руб. в 2019 г. и 9 трлн руб. с начала 2020 г.). Например, государство и госкомпании должны перенести на 2020 г. закупки отечественных автомобилей (4,5 млрд руб.) и машин скорой помощи (10 млрд). «Почта России» уже закупила более 1100 автомобилей Lada Largus, чтобы расширить автопарк в ответ на взрывной рост спроса на курьерскую доставку, сообщил ее представитель. До конца 2020 г. компания планирует приобрести еще около 5000 автомобилей марок «ГАЗ», «УАЗ», «ВАЗ» и «Камаз», перенеся на этот год закупки 2021 и 2022 гг.

Закупки по квотам

Правительство предлагает наделить его правом установить для госкомпаний квоты на закупку машин и оборудования и оказывать господдержку в зависимости от локализации их закупок.

Закупки иностранной продукции уже ограничены. Государству запрещено покупать некоторые импортные товары (одежду, обувь, мебель, станки, автомобили, локомотивы и проч.). Покупка других иностранных товаров ограничена правилом «третий лишний»: их не допустят до торгов, если в закупке участвует продукция двух российских производителей (канцтовары, удобрения, радиаторы, музыкальные инструменты и проч., так же закупаются лекарства, медизделия). Если товар не входит ни в один из этих списков, то отечественная продукция часто пользуется ценовой преференцией: цена контракта с поставщиком импортного товара будет снижена на 15% по сравнению с предложенной.

Минпромторг разработал и внес в правительство проекты поправок в законы о закупках государства и госкомпаний, которые должны дополнительно поддержать российских производителей, сообщил представитель министерства. Предлагается утвердить перечень продукции, часть которой нужно закупать у них. Еще в ноябре Минпромторг предлагал включить в такой перечень лекарства (антибиотики, для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и проч.) и перевязочные материалы, программное обеспечение и компьютеры, йод, взрывчатку, вагоны и др. Сейчас особенно важно направлять государственные ресурсы на поддержку российских производителей, убежден представитель Минпромторга, а при предоставлении госкомпаниям и госкорпорациям поддержки государство имеет право требовать приоритетной закупки отечественных товаров.

Размер квоты будет зависеть от компетенций и возможностей российских производителей, рассказал представитель Минпромторга, чтобы точечно поддержать их, не сорвав закупки, а также не допустить формального выполнения квот за счет работ и услуг. Представитель правительства не ответил на запрос «Ведомостей».

План предполагает и финансовую поддержку отечественной промышленности. Так, фонд развития промышленности (ФРП) будет докапитализирован на 40 млрд руб. На поддержку комплексных и импортозамещающих инвестпроектов государство готово потратить 3 млрд руб. в 2020 г. и 2,5 млрд в 2021-м.

Поддержка радиоэлектроники оценивается в 15 млрд руб. в 2020 г. и 160 млрд в 2021 г. Это субсидии российским производителям, финансирование НИОКР по разработке электронной компонентной базы, поддержка пилотных партий средств производства. Спрос на российскую продукцию сельскохозяйственного и пищевого машиностроения правительство предлагает поддержать, потратив 14,5 млрд руб.

Заместить непросто

Импортозамещение назвал одним из главных достижений своего правительства бывший премьер Дмитрий Медведев. На деле оно проходит не так гладко. Госкомпании не хотят закупать российские товары – завышают технические требования, указывают характеристики, которым соответствует только зарубежная продукция, рассказывал ранее директор по внешним коммуникациям «Рос­электроники» Арсений Брыкин. Ни Минфин, ни курировавшее ранее закупки Минэкономразвития не предоставляют данных о том, какая их доля приходится на российскую, а какая – на импортную продукцию.

Даже если государство или компания хочет купить именно российское, это не так просто сделать. Во-первых, поставщику сложно доказать происхождение товара. Раньше сертификаты о российском происхождении выдавала Торгово-промышленная палата, но этот механизм прекращает действовать с 1 июля. Сами производители, чтобы доказать российское происхождение товаров, должны подать заявку в Минпромторг, который выдаст разрешение на 18 месяцев. С 1 мая действуют реестры российской и евразийской промышленной продукции, объясняет представитель Минпромторга. Наличие товаров в нем – подтверждение российского (или евразийского) происхождения продукции.

Во-вторых, если госкомпания укажет, что хочет купить именно российскую продукцию, то контролирующие органы могут признать это «заточкой» под конкретного поставщика. По закону госкомпаниям запрещено указывать наименование страны происхождения товара в описании предмета закупки, отмечает представитель госкомпании «Автодор». Неконкурентная закупка иногда единственный способ купить российское, потому что можно указать марку или страну происхождения, признавала ранее директор департамента Минфина Татьяна Демидова. Нужно увеличивать использование российской продукции, но тогда надо дать возможность заказчикам требовать поставить российские товары, отмечает представитель «Автодора».

Представитель РЖД не стал комментировать возможное введение квот, но рассказал, что в 2019 г. купила российских товаров, работ или услуг на 1,2 трлн руб., или 95,4% от всего заказа. В I квартале 2020 г. – на 838,6 млрд руб., или 98% от всех закупок. «Автодор» пока не ведет подсчет доли российских товаров в закупках, так как госкомпания в основном не закупает продукцию, а заключает договоры на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог, пояснил представитель. «Почта России» тоже не ведет статистику российских закупок.

Чтобы поддержать экономику, в первую очередь нужно поддерживать экспорт (план предусматривает к концу 2021 г. рост несырьевого неэнергетического экспорта минимум на 5%), говорит директор Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. Нужно искать источники роста экспорта, а для этого иногда приходится сначала нарастить импорт, например комплектующих, предупреждает Миронов. Он не поддерживает квотирование отечественных закупок, кроме тех, которые нужны для безопасности – лекарства, продукция ОПК, например. Квоты могут привести к монополизации рынка и, как следствие, снижению качества продукции, опасается Миронов.