Россияне готовы доплачивать за благоустройство

Более 40 млн человек приняли участие в проектах инициативного бюджетирования
Евгений Разумный / Ведомости

В 2019 г. в России было осуществлено 249 практик в рамках механизма инициативного бюджетирования, подразумевающего, что граждане сами предлагают местным властям проекты по благоустройству территорий и выражают готовность поддержать их личными деньгами. Эти проекты рассматриваются муниципалитетами и региональными властями, и в случае одобрения на их реализацию выделяются бюджетные средства.

«Инициативное бюджетирование предполагает, что часть госбюджета распределяется исходя из инициатив граждан», – поясняет вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова. За прошлый год вклад федерального бюджета в проекты инициативного бюджетирования составил 4,84 млрд руб., регионального – 13,11 млрд руб., муниципального – 3,94 млрд руб., сообщило Министерство финансов.

Активнее всего ищут новые формы привлечения граждан к финансированию и строительству инфраструктуры на местном уровне. Объясняется это просто: только использование инициативного бюджетирования позволяет муниципалитетам получить дополнительные деньги для латания дыр на местах. «Рост дефицитов местных бюджетов стимулирует органы местного самоуправления к развитию практик инициативного бюджетирования, так как в рамках государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусмотрено выделение субсидий на реализацию таких проектов, а размер этих субсидий в отличие от инициативных платежей граждан является значимым для органов местного самоуправления», – поясняет руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве Российской Федерации Светлана Солянникова.

Тем более что вклад граждан не всегда выражается в денежной форме. «Нередко часть внебюджетной поддержки обеспечивается в форме имущественного или трудового участия граждан, – говорится в «Докладе о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях» в 2019 г., подготовленном Минфином. – Это могут быть закупка материалов, демонтажные работы, работы по озеленению, предоставление транспорта и другие виды работ, выполняемых гражданами в рамках реализации проекта». В 2019 г. такой вклад составил 101,9 млн руб.

По мнению экспертов, главный эффект от развития и продвижения инициативного бюджетирования – повышение бюджетной грамотности граждан, большая прозрачность бюджетного процесса и более эффективное расходование бюджетных средств. «Бюджетный процесс на местном уровне становится в более явном виде ориентированным на местные потребности, на приоритеты именно местного характера без принятия решений, оторванных от конкретных нужд граждан», – подчеркнул замминистра финансов Алексей Лавров, подводя итоги IV Всероссийского конкурса проектов инициативного бюджетирования. «С внедрением инициативного бюджетирования одновременно усиливается и контроль за реализацией бюджетных средств», – добавляет доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Алла Чалова.

Впрочем, как всякий новый инструмент, инициативное бюджетирование пока вызывает и ряд вопросов. Например, пока не ясно, как распределяется ответственность за объекты, построенные с использованием средств граждан. «Объекты, возведенные с помощью инициативного бюджетирования, как правило, возводятся на муниципальной земле или на землях общего пользования, – поясняет руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Владимир Вагин. – Таким образом, они по определению являются муниципальными. При этом муниципалитет решает, кому передать права на использование созданных объектов. Таким образом, юридическая конструкция зависит от того, кто эксплуатирует созданный в результате инициативного бюджетирования объект».

Эксперты предупреждают также, что по мере развития практики инициативного бюджетирования граждане могут столкнуться с тем, что объекты, в которые они вложили силы и средства, используются не по назначению или в коммерческих целях. «В инициативном бюджетировании есть отдельная практика «доходогенерирующих проектов», – объясняет Вагин. – Главная их особенность в том, что они низкомаржинальные. То есть говорить о том, что там образуется существенная прибыль для последующего разделения, нельзя. Это проекты, в которых очень заинтересовано местное сообщество, которые направлены на решение их острых проблем, но при этом для их решения не существует других способов. В этом случае граждане на собрании принимают решение, что они поддерживают инициативу такого-то предпринимателя. Он получает определенную сумму средств из бюджета республики, и проект реализуется».