Правительство выводит контроль за ценами на новый уровень
Каждое министерство будет отслеживать стоимость товаров и услуг по своему профилюПравительство объявило о введении постоянного мониторинга цен на потребительские товары и услуги. Кабмин рассчитывает, что это поможет прогнозировать удорожание значимой продукции и вовремя принимать меры по сдерживанию роста цен.
Распоряжение правительства вводит перечень товаров и услуг, которые входят в зону ответственности того или иного министерства. Так, цены на мясо, рыбу, яйца, овощи, табак (всего 12 позиций) будет обязан мониторить Минсельхоз. Минпромторг будет отвечать за стоимость одежды, обуви, мебели и компьютеров – всего 13 наименований.
За Минздравом закрепляются лекарства, медизделия, медицинские и санаторно-курортные услуги. За цены на бензин и дизель будет отвечать Минэнерго, за услуги связи – Минцифры, за жилищно-коммунальные услуги – Минстрой, за алкоголь – Росалкогольрегулирование.
Минтранс обязан будет отчитываться за рост стоимости всех видов перевозок, кроме такси, Минпросвещения – за цены на услуги дошкольного, общего и среднего образования, Минобрнауки – высшего образования, Минкультуры – услуги культурных учреждений, Ростуризм – за стоимость проживания в гостиницах.
Основная функция по мониторингу цен и контролю их динамики ложится на Минэкономразвития (МЭР). При выявлении случаев ускорения потребительских цен выше общей инфляции МЭР обязано проинформировать об этом ответственные органы исполнительной власти. Профильное министерство в этом случае должно подготовить предложения по мерам экономического регулирования, чтобы сбалансировать рынок.
«Отслеживание цен профильными министерствами является естественной частью их мандата, – считает главный экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков. – Как экономист, я надеюсь, что эта работа привлечет внимание к немонетарным факторам инфляции, о которых говорили Банк России и эксперты». К ним относятся, в частности, технологический уровень производства, структура отраслей, транспортная и иная инфраструктура. Необходимость в мониторинге цен со стороны министерств и ведомств, по мнению Исакова, состоит в информированном суждении об ускорении, которую не проводит Росстат. «Вопрос в том, какие колебания цен являются существенными, а какие – естественными, – объясняет Исаков. – Это экспертное суждение, которое, скорее, лежит в ведении министерств, тогда как Росстат занимается регистрацией и распространением фактических данных».
Мониторинг цен на потребительские товары и услуги – абсолютно разумная, рыночная конструкция, считает член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян. «Плохо то, что он активизируется тогда, когда цены на товар уже взлетели, – отмечает эксперт. – Получается, что административные механизмы, которые пытаются эту цену сдержать, включаются с запозданием». По мнению Микаеляна, предлагаемый правительством механизм мониторинга нуждается в расширении, лучшем описании, более четком применении и, что важнее всего, он должен работать на упреждение.
«Мониторинг должен включать в себя анализ всех тенденций на внутреннем и внешних рынках, учитывая солидный товарооборот России и по потребительским товарам, и по продовольствию, – отмечает эксперт. – Поскольку Россия является по части товаров импортером, а по большому кругу продовольственных товаров – экспортером, необходимо отслеживать и мировые рынки, и мировые цены, и мировые тенденции». Причем такой мониторинг не должен становиться самоцелью – по его результатам требуется принимать превентивные меры. «Экспортно-импортные операции регулируются таможенными пошлинами, внутренними налогами, упрощением и усложнением процедур ввоза-вывоза, – отмечает Микаелян. – Это рыночные механизмы, когда можно каким-либо образом удешевлять ввозимый товар или усложнять экспорт товара».
По его мнению, механизм мониторинга цен на важнейшие товары должен быть долгосрочным и непрерывным, а список подконтрольных товаров должен постоянно меняться в зависимости от текущей ситуации. «Авральный механизм реагирования представляется не самым эффективным решением – он вызывает больше нервозности, поскольку слишком далек от рыночных механизмов», – объясняет эксперт.