Продажи путевок в детские лагеря встали

Из-за того что решение о продлении детского кэшбэка на 2022 год еще не принято
Около 30% родителей, которые брали путевки в прошлом году, в этом году их без кэшбэка просто не купят из-за упавших доходов / Виталий Тимкив / РИА Новости

Общенациональный союз организаций индустрии гостеприимства (ОСИГ) обратился к премьеру России Михаилу Мишустину с просьбой продлить действие программы детского кэшбэка на летний сезон 2022 г. «Ведомости» ознакомились с этим письмом от 16 декабря (на документе есть семизначный номер отправления).

Аналогичное обращение к президенту России, правительству, министерствам просвещения, финансов и экономического развития, а также Ростуризму начиная с ноября направляли Российский союз туриндустрии, Ассоциация программных детских лагерей, межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху», а также отдельные региональные ассоциации, например Краснодарского края и Тюмени, сообщили их представители.

По их словам, они либо не получили ответов, либо им сообщили, что решение о продлении программы еще не принято, не уточнив сроков. Такое же письмо к Мишустину намерена отправить и «Опора России» на этой неделе, говорит представитель этой организации. В пресс-службе правительства подтвердили получение письма от ОСИГ. Запросы в администрацию президента и министерства остались без ответов. В Ростуризме от комментариев отказались.

Все эти организации опасаются, что деньги на продление программы детского кэшбэка так и не выделят. Дело в том, что решение по взрослому кэшбэку было объявлено еще 13 декабря, отмечают заместитель председателя комитета по туризму «Опоры России» и руководитель Союза организаторов детского и активного туризма (СОДАТ) Марина Ненарокова. С ее опасениями согласен и президент ОСИГ Алексей Волков.

По данным Ростуризма, за время действия программы в 2021 г. россияне потратили на отдых более чем 34 млрд руб., при этом в виде кэшбэка им вернулось около 6,7 млрд руб. Из них 4 млрд руб. – возврат именно за детский отдых, всего за это время было куплено более 370 000 путевок. Представитель Ростуризма на общероссийской конференции «Диалоги», которая состоялась в октябре этого года, крайне положительно оценивал результаты программы детского кэш­бэка, называя эту меру социально ориентированной, популярной, а главное – адресной помощью семьям с детьми, напоминает руководитель межрегиональной ассоциации детских лагерей «Содействие детскому отдыху» и директор лагеря «Новое поколение» Валерий Долгих. По его словам, представитель Ростуризма заявлял о полной готовности к запуску детского кэшбэка с 1 февраля 2022 г., средства на него есть, но агентство ждет распоряжения правительства, которого пока нет. Источник в Ростуризме это подтвердил.

Непонятная ситуация с детским кэшбэком уже привела к остановке бронирований путевок, говорят опрошенные «Ведомостями» участники рынка. Осенние акции ранних продаж не дали результата, рассказывает представитель туроператора детского отдыха «Новый сезон» (Московский регион). Родители ждут кэшбэка, который не понятно, будет или нет, поясняет руководитель туроператора по детскому отдыху «НиКа-М» Дмитрий Саржанов. Он назвал эту программу «глотком свежего воздуха» для лагерей и туркомпаний после провального 2020 года и предупредил, что около 30% родителей, которые брали путевки в прошлом году, без кэшбэка их просто не купят из-за упавших доходов. Сейчас в лагерях все заморожено: нет продаж, нет вложений в инфраструктуру, потому что неизвестны источники финансирования и их объем, а ведь именно сейчас такие объекты должны готовиться к началу сезона, говорит Долгих. Теперь они могут просто ничего не успеть. Именно на деньги от ранних продаж лагеря делают ремонт, набирают и обучают кадры, обращает внимание Саржанов. Отсутствие даже отрицательной информации по кэшбэку создает неопределенность и будет сказываться на формировании спроса и рынке очень негативно, утверждает Ненарокова.

Пандемия коронавируса уже привела к снижению количества точек для отдыха детей. По словам Долгих, к сезону 2021 г. некоторые лагеря выбрали другой вид деятельности или просто закрылись. Но точной статистики по числу стационарных и палаточных лагерей нет, она впервые за последние годы просто не была опубликована, обращает внимание Ненарокова. Она связывает это с возможным закрытием большого числа учреждений. В 2019 г., по данным Министерства просвещения, в России работало более 45 000 организаций детского отдыха, которые приняли 5,7 млн детей. В 2020 г. из-за пандемических ограничений, по данным того же ведомства, детские здравницы приняли всего 830 000 детей, а возобновить работу в условиях пандемии смогло около 9000 объектов. В конце ноября 2021 г. на совещании по детскому туризму в Анапе глава Минпросвета Сергей Кравцов говорил, что этим летом в стране работало почти 39 000 детских лагерей, в которых побывало примерно 5 млн человек. По мнению Ненароковой, такие цифры обеспечены в основном дневными пришкольными лагерями (по сути, это учреждения присмотра), их доля – около 80%, а число загородных оздоровительных лагерей существенно меньше.

Выжившие детские лагеря уже поднимают цены. По словам Саржанова, стоимость путевок на детский отдых в следующем сезоне выросла на 7–10% и сюда включены не только 2–3% расходов за эквайринг (в прошедшем сезоне они составили четверть чистой прибыли лагерей и турагентов), но и затраты на продукты питания, которые сильно подорожали. Это серьезная доля в стоимости путевки, ведь детям порой нужно пятиразовое питание. Цены могут вырасти еще, так как осенью и в начале зимы путевки продают по акциям.