Россия в 2021 году предоставила межправительственных кредитов на рекордную сумму

Объем займов увеличился в 1,5 раза и превысил 300 млрд рублей
Максим Стулов / Ведомости

Россия в 2021 г. выдала межправительственных экспортных кредитов на сумму 318 млрд руб., следует из оперативных данных Федерального казначейства. Это на 100 млрд, или на 50%, больше, чем в 2020 г. Показатель 2021 г. в рублевом выражении – исторический максимум, до этого сумма выдачи межгосударственных займов редко существенно превышала 200 млрд в год.

В прошлом году в долларах Россия прокредитовала другие страны на $4,3 млрд (по среднему за 2021 г. курсу ЦБ в 73,7 руб./$). Более высокий показатель был зафиксирован 10 лет назад. В 2012 г. Россия выдала займов на сумму $4,7 млрд (по курсу 31 руб./$).

В общей сложности, согласно закону о бюджете, в 2021 г. было запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов на 355 млрд руб. Как правило, правительству не удается выполнить в полной мере свои намерения по финансированию зарубежных правительств. Например, в допандемийном 2019 году Минфин предоставил в долг 215 млрд руб. в виде межгоскредитов, тогда как план на этот год составлял 293 млрд руб.

Страны-заемщики в 2021 г. вернули России долги на сумму 205 млрд руб. Традиционно сумма выдачи Россией займов превышает возврат. Исключением за последнее десятилетие был лишь 2019 год. Тогда иностранные правительства вернули больше кредитов, чем получили, – такая ситуация возникла впервые с 2010 г. По данным казначейства, заемщики выплатили РФ 250 млрд руб. в 2019 г., тогда как в долг было предоставлено 215 млрд.

Представитель Минфина на запрос «Ведомостей» ответил традиционно. Ведомство не разглашает информацию, касающуюся межправкредитов, заявил он.

Основные должники

География получателей кредитов, а также их цели в большинстве случаев засекречиваются. Тем не менее иногда такие сделки анонсируются публично. Согласно официальным данным, межгосударственные кредиты, как правило, предоставляются иностранным заемщикам на закупку российской продукции, прежде всего оборонной, или на оплату услуг, связанных в основном также с ВПК либо атомной промышленностью. Например, в декабре 2017 г. была анонсирована выдача межправительственного займа Турции на $2,5 млрд – деньги выделялись под приобретение четырех дивизионов российских зенитных ракетных комплексов. А в начале 2019 г. было объявлено, что иранский парламент одобрил получение $5 млрд от российского правительства в виде кредита на строительство инфраструктуры прежде всего в области атомной энергетики. Помимо оборонных и атомных проектов Россия выдавала кредиты на покупку российского железнодорожного и воздушного транспорта, энергетических машин, грузовиков и вооружений.

Суверенная задолженность развивающихся стран перед Россией по итогам 2020 г. составила $27,3 млрд, следует из последних данных Всемирного банка. По итогам 2019 г. развивающиеся государства были должны России $25,2 млрд. Таким образом, портфель межгоскредитов за 2020 г. вырос на 8%, или на $2,1 млрд. Пятерка крупнейших российских должников за 2020 г. по сравнению с 2019 г. не изменилась: лидирует по-прежнему Белоруссия с обязательствами в $8,3 млрд. Кроме нее больше всех России должны Бангладеш ($3,3 млрд), Венесуэла ($3,2 млрд), Индия ($3 млрд) и Вьетнам ($1,5 млрд). Украина с задолженностью в $600 млн занимает в этом списке 9-е место.

Почему скачок

Скачок предоставления межгоскредитов может быть связан с поддержкой Белоруссии. В конце 2020 г. президент России Владимир Путин согласовал ей заем на $1 млрд. Первый транш на сумму $500 млн Минфин предоставил практически сразу. Второй аналогичный поступил в июне 2021 г. Кроме того, еще $500 млн Белоруссия должна была получить из Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР; главный источник капитала для этого фонда – Россия). В августе прошлого года президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о просьбе к России выделить еще один кредит почти на $1 млрд через Евразийский банк развития на борьбу с пандемией коронавируса взамен тех средств, которые отказался предоставить Международный валютный фонд. В сентябре Путин объявил, что Белоруссии согласована выдача $630 млн. Средства должны были перечисляться в 2021–2022 гг. В конце прошлого года власти Белоруссии заявили, что рассматривают привлечение еще $3,5 млрд по линии ЕФСР, для чего требовалось предоставление капитала в фонд от России.

Других крупных сделок по предоставлению Россией межгоскредитов в прошлом году не анонсировалось. Кроме Белоруссии из суверенных должников России в прошлом году фигурировала лишь Венесуэла. Госдума в конце 2020 г. одобрила соглашение о реструктуризации кредита Венесуэле на сумму $3,4 млрд. Впрочем, договоренность, согласно тексту ратифицированного депутатами протокола, не предполагала предоставление новых займов, а исключительно освобождала Венесуэлу от части обязательных платежей в ближайшие годы.

Для российского бюджета сумма в 300 млрд руб. невелика, отметил доцент экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. К тому же торговля оружием – стратегическая для страны отрасль, которая не существует в принципе без предоставления экспортных кредитов, добавил эксперт. Тем не менее, судя по выбору заемщиков, ожидать возврата по всему массиву кредитования не стоит. Списания долгов развивающимся дружественным странам, которые были характерны для СССР, но случаются и в современную эпоху, будут продолжаться.

Предоставление кредитов иностранным государствам не всегда направлено на достижение только прямых экономических целей, говорил ранее «Ведомостям» директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. По его словам, зачастую это сопровождается политическими и военно-стратегическими задачами: рост внешнего кредитования может быть связан с планами расширения влияния страны на мировых рынках отдельных товаров, традиционно для нас это вооружение. Сейчас становится уникальным также рынок вакцин – геоэкономическая составляющая на нем возрастает, добавил Климанов, поэтому не исключено, что рост внешнего кредитования связан в том числе с этим.