В Счетной палате оценили эффект санкций на доходы регионов

Поступления в бюджеты субъектов могут снизиться на 5–8%
Сельскохозяйственные регионы могут не сильно пострадать, потому что спрос на продовольствие достаточно высокий / Евгений Разумный / Ведомости

Снижение доходов консолидированных региональных бюджетов может составить 5–8% в 2022 г., допустили в Счетной палате, оценку аудитора Натальи Труновой «Ведомостям» передала пресс-служба. По ее словам, такая ситуация возможна при реализации пессимистичного сценария.

Санкции против России действительно повлияют на устойчивость бюджетов субъектов определенным образом, признали в Счетной палате. Но в настоящее время нет однозначного понимания, как кризис скажется на исполнении и сбалансированности региональных финансов в целом по стране и в отдельных субъектах, отметила Трунова. Многое будет зависеть от скорости адаптации регионов к новым условиям, уточнила аудитор. Ряд субъектов не только принимают общие антикризисные меры, но и активно работают над продвижением предприятий на новых рынках, формированием новых логистических цепочек, резюмировала она.

По итогам I квартала, несмотря на оказываемое санкционное давление, положительная динамика исполнения консолидированных бюджетов регионов сохранялась, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. В 82 из 85 субъектов наблюдался рост налоговых и неналоговых доходов: на 31% к уровню 2021 г. и на 53% к доковидному 2019 году. Остатки средств бюджетов достигают 3,5 трлн руб., больше половины из них размещено на депозитах в банках (1,9 трлн руб.), добавил собеседник.

Общая сумма доходов консолидированных бюджетов регионов в 2021 г. увеличилась на 18% до 17,5 трлн руб. Налоговые и неналоговые доходы выросли на 26%, достигнув 13,7 трлн руб., свидетельствуют данные казначейства. Безвозмездные поступления из федерального бюджета в прошлом году составили 3,7 трлн руб. Рекордную финансовую поддержку из центра регионы получили в пандемийном 2020 году в размере 3,8 трлн руб. Доходы федерального бюджета на текущий год запланированы в объеме 25,02 трлн руб., по состоянию на 30 апреля они достигли 9,8 трлн руб. На предоставление регионам межбюджетных трансфертов в 2022 г. в бюджете предусмотрено 3,2 трлн руб.

Активность снижается

Западные санкции, введенные из-за спецоперации на Украине, затронули различные секторы российской экономики и серьезно затруднили внешнеторговую деятельность. В частности, из-за закрытия европейских портов для судов под флагом РФ возникли проблемы с логистикой, а отключение крупных российских финансовых организаций от международной системы межбанковских платежей SWIFT вызвало трудности с расчетами за поставки товаров. На этом фоне многие иностранные компании сообщили о приостановке деятельности или уходе с российского рынка.

390,7 млрд руб.

предусмотрено для дополнительной поддержки регионов в условиях санкций по закону, который 1 мая подписал президент Владимир Путин. Эти деньги будут предоставляться субъектам Федерации в виде кредитов из федерального бюджета для погашения долговых обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам и коммерческим кредитам. Кредиты под 0,1% годовых со сроком погашения до 2029 г. получат регионы, показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности которых на текущий год не превышает 1,5

Впрочем, фактического закрытия в большинстве случаев пока не произошло, многие организации продолжают платить заработную плату своим сотрудникам, хотя формально и было объявлено об их уходе из России. Например, об этом сообщал McDonald’s после закрытия 850 ресторанов в России. Газета Financial Times писала в апреле, что как минимум 188 000 российских сотрудников зарубежных компаний, приостановивших деятельность в стране, продолжают получать зарплату.

Некоторые группы нашли покупателей на свои активы среди национальных компаний. В начале апреля стало известно, что компания «Интеррос» (ее основной актив – «Норникель») Владимира Потанина приобретает Росбанк у французской группы Societe Generale. А в конце апреля министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщал, что пакет французской Renault в «АвтоВАЗе» в размере почти 68%, скорее всего, будет продан подведомственному Минпромторгу ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт».

Так или иначе, деловая активность иностранного бизнеса в России снижается повсеместно – от Твери до Сахалина – в большом количестве различных сфер деятельности, отметила старший директор – руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Можно предполагать, что некоторые производства, не являющиеся очень сложными технологически и использующие местное сырье, например продукты питания, смогут продолжить работать после продажи бизнеса российским собственникам, возможно с частичным изменением или сужением ассортимента, говорит она. Но для технологически сложных производств, а также там, где была высокая доля импортных комплектующих, поддержать производство будет очень сложно, считает эксперт.

Субъекты в зоне риска

К началу текущего года многие регионы смогли накопить запасы ликвидности благодаря росту цен на отдельное сырье и продукцию и восстановлению экономики после пандемии, напоминает Анисимова.

Среди тех, кто нарастил остатки за счет конъюнктуры, Красноярский край (+73 млрд руб.), Челябинская область (+54 млрд руб.), Вологодская, Липецкая, Кемеровская, Белгородская области, Якутия (по 28–32 млрд руб.). Послепандемийное восстановление положительно повлияло на Санкт-Петербург (+60 млрд руб.), Московскую область (+47 млрд руб.), Краснодарский край (+34 млрд руб.), Самарскую (+22 млрд руб.) Воронежскую области (+18 млрд руб.). В числе регионов, не имеющих резервов, эксперт называет Калмыкию, Удмуртию, Бурятию, Омскую, Ульяновскую, Волгоградскую, Магаданскую области. По ее словам, этим регионам при снижении доходов бюджета придется наращивать долг. Скорее всего, это произойдет ближе к концу года, считает Анисимова.

Бюджеты регионов в качестве источников своих доходов имеют довольно сложные к прогнозированию налоги – налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, замечает профессор НИУ ВШЭ Мстислав Афанасьев. Если исходить из того, что с уходом иностранных компаний закроется соответствующий бизнес, то можно предположить, что доходы от налога на прибыль и НДФЛ сократятся, добавляет он. «Но, как правило, западные компании свой бизнес продают российским компаниям. Поэтому, если отечественный бизнес оперативно займется управлением купленным бизнесом, то, может быть, потери будут не столь значительными, хотя всякая перестройка управления требует определенного времени и издержек», – констатирует эксперт. По его словам, сельскохозяйственные регионы могут не сильно пострадать, потому что спрос на продовольствие достаточно высокий. Но регионы с высокой долей промышленности в структуре экономики находятся в более сложном положении. В то же время проблем с оказанием дополнительной поддержки регионам из федерального бюджета не будет как минимум в ближайшие полгода, считает Афанасьев.

Анисимова добавляет, что из-за высокой неопределенности сейчас сложно спрогнозировать, какие регионы пострадают в большей или меньшей степени. «Часть предприятий приостановили деятельность, часть ищут варианты вернуться, а часть объявляют об уходе с задержкой, т. е. сегодня мы прогнозируем одно, а через неделю или через месяц ситуация может в значительной мере поменяться», – поясняет она. По ее словам, регионам, ориентированным на автопром, однозначно будет сложнее, а проще тем, у кого высокая доля сельского хозяйства или пищевой промышленности.

С точки зрения домохозяйств наиболее пострадают те регионы, где и раньше был низкий уровень жизни, в частности северокавказские и дальневосточные регионы (такие как Тыва, Хакасия, Алтай, Бурятия, Еврейская автономная область), добавила доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская.

Для сглаживания санкционных последствий на федеральном уровне уже приняты решения, позволяющие регионам оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию и принимать меры по поддержке экономики, которыми нужно пользоваться, напоминает представитель Минфина. Регионам дано право оперативно вносить изменения в утвержденный бюджет через сводную бюджетную роспись, использовать остатки средств бюджетных учреждений (для регионов с высоким уровнем долговой устойчивости и долей межбюджетных трансфертов не более 20%). Также упрощены процедуры государственных и муниципальных закупок, расширены направления использования высвобождаемых от реструктуризации бюджетных кредитов средств – теперь они могут направляться на мероприятия по предотвращению влияния геополитической обстановки.

Завершить текущий год с профицитом бюджета планировали только шесть из 85 регионов, в совокупности в размере 10 млрд руб., отмечалось в исследовании АКРА, опубликованном в феврале. Это Омская, Смоленская и Томская области, Республика Карелия, Камчатский край и Еврейская автономная область. Еще четыре – Ярославская, Тамбовская и Волгоградская области, а также Республика Марий Эл – ждали бездефицитный бюджет. Остальные 75 субъектов должны завершить 2022 г. с совокупным дефицитом в 1,1 трлн руб., указывали эксперты АКРА.

По итогам 2021 г. профицит был зафиксирован у 66 российских регионов, который в совокупности составил 777 млрд руб. Почти столько же – 60 субъектов – закончили пандемийный 2020 год с дефицитом.