Донбасские леса сдадут в аренду с дисконтом

Минприроды предложило льготную ставку для аренды лесов на новых территориях
Лесозаготовительного бизнеса как такового в новых регионах не было и не будет/ Смирнов Владимир / ТАСС

Минприроды России подготовило проект постановления правительства (опубликован на портале regulation.gov.ru), устанавливающий ставки за аренду лесных участков, а также понижающий коэффициент к ним на территориях Донецкой (ДНР) и Луганской народных республик (ЛНР), в Херсонской и Запорожской областях. Представитель министерства пояснил «Ведомостям», что проект документа был разработан после соответствующего обращения к министру природных ресурсов и экологии Александру Козлову вице-премьера ДНР Владимира Ежикова. «Ведомости» направили запрос в правительство региона.

«Сделано это для организации эффективной работы в сфере лесных отношений и процессов интеграции в правовое поле страны», – добавил представитель Минприроды. Понижающий коэффициент, фактически снижающий стандартные ставки аренды в 10 раз, по его словам, нужно установить для улучшения ситуации в лесной отрасли новых регионов России. Он будет действовать до 1 января 2026 г. Такой переходный период был установлен в законах о принятии новых регионов в состав РФ для интеграции их в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы страны, отмечается в пояснительной записке.

Ставки на заготовку леса в России зависят от региона, породы дерева и объема заготовки. В конце 2022 г. правительство РФ утвердило постановление, согласно которому в 2023 г. ставки на аренду лесных участков будут повышены на 6%, в 2024 г. – на 4,7%, а в 2025 г. – на 4%. В проекте постановления говорится, что по природно-климатическим и экономическим условиям заготовки древесины новые регионы «схожи с Белгородской и Ростовской областями». Поэтому ставки для ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей предложено установить на уровне этих регионов. Например, ставка аренды леса в Белгородско-Курском районе при заготовке крупной деловой древесины без коры из ели и вывозе ее на 100 км от места заготовки и более составляет 125,82 руб. за 1 куб. м.

По словам партнера Strategy Partners Павла Билибина, новые регионы России располагаются в степной зоне и площадь лесов там незначительна. По его словам, совокупная заготовка лесов в этих регионах ранее составляла около 400 000 куб. м в год, или 3% от общего объема лесозаготовки Украины, при этом половина показателя приходилась на ЛНР. Более двух третей заготовленной там древесины, отмечает Билибин, шло на дрова из-за низкого качества леса: «По этой причине деятельность крупных компаний за счет собственной заготовки там нецелесообразна».

Ставки аренды леса и плата за заготовку лесных ресурсов, говорится в сводном отчете к проекту постановления, нужны для определения вреда, причиненного лесам (например, незаконная вырубка), а также для появления возможности заключения договоров аренды лесных участков. В документе поясняется, что до вступления ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в состав России все земли их лесного фонда находились «на оперативном управлении» лесхозов, а физическим и юридическим лицам в пользование не передавались.

Адвокат, управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров пояснил, что на правах оперативного управления участками леса могут владеть только учреждение или казенное предприятие. Но оперативное управление не предусматривает передачу права пользования участком в аренду, отмечает он. Арендодателем, по словам юриста, в этом случае может выступать только государство или муниципалитет.

«При стабилизации политической и социально-экономической ситуации на территориях указанных субъектов возможно заключение договоров аренды лесных участков», – отмечается в проекте Минприроды. В результате граждане и компании смогут брать в аренду участки леса, для того чтобы создать на них охотничье, рыболовное хозяйство или выращивать ягоды, декоративные растения и саженцы деревьев. Но, учитывая сложившуюся политическую и социально-экономическую ситуацию, «прогнозировать количество арендаторов на этих территориях затруднительно», говорится в проекте документа.

Минприроды предложило также установить ставку платы за заготовку лесных ресурсов – например, хвороста, бересты и «елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников».

Зампредседателя комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Евгений Марков рассказал «Ведомостям», что разработанный Минприроды проект необходим для оценки ущерба, нанесенного лесам. Такой ущерб, поясняет Билибин, мог быть вызван незаконными рубками, поджогами, военными действиями и т. д. И. о. министра природных ресурсов и экологии ЛНР Елена Бойко 18 марта сообщала ТАСС, что порядка 40% территории лесного фонда в ЛНР заминировано, при этом пожары и военные действия за последние девять лет уничтожили 50 000 га леса.

Лесозаготовительного бизнеса как такового в новых регионах «не было и не будет», считает Марков, поскольку леса на этой территории «в основном защитные, а не эксплуатационные». Защитные леса поделены между лесхозами, которые выполняют санитарные мероприятия и заготавливают дрова для местных жителей.

Установление ставок аренды леса – это необходимая формальность, которая нужна в том числе для передачи участков в коммерческое пользование, ведь сдать в аренду участки с нулевой стоимостью невозможно, говорит Билибин. При этом очевидно, что сейчас необходимо использовать лесоматериалы для промышленных и сельхозпредприятий в новых регионах, а также для строительства, в том числе сооружений военного назначения, добавляет он.

Льготная ставка аренды позволит легализовать передачу лесного фонда арендаторам, а плата за нее не будет обременительной с экономической точки зрения, считает Билибин. Ее размер отражает объективную реальность в новых регионах, связанную с уровнем риска ведения бизнеса, уточняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «По нашему мнению, речи об инвестиционной привлекательности лесного фонда на новых территориях в настоящее время не идет», – добавляет Билибин.

«Ведомости» направили запросы в группу «Илим», «Свезу», «Сегежу» и компанию «Вологодские лесопромышленники».