Минфин третий месяц подряд фиксирует профицит бюджета

Бюджет за весь год будет исполнен с дефицитом, но он удержится в пределах плановых значений, считают эксперты
KIRILL KUDRYAVTSEV / AFP

Дефицит федерального бюджета России накопленным итогом в январе – октябре составил 1,2 трлн руб. (0,7% ВВП страны), следует из предварительных данных Минфина. Разрыв между доходами и расходами сократился на 464 млрд руб. по сравнению с показателем за первые девять месяцев. Это означает, что в прошлом месяце бюджет был исполнен с профицитом, аналогичным этой сумме, – превышение составило 464 млрд руб. Профицит фиксируется уже третий месяц подряд. В сентябре доходы превысили расходы на 429 млрд руб., в августе – на 455 млрд.

Доходы казны за 10 месяцев превысили 23 трлн руб., показав рост на 4,4% в годовом выражении. Расходы увеличились на 11,7% до 24,3 трлн руб.

В октябре в бюджет поступило почти 3,4 трлн руб. доходов, что на 23% выше, чем в сентябре, и на 40% больше, чем годом ранее. Расходы в прошлом месяце составили 2,9 трлн руб. (+26% месяц к месяцу и 29% год к году).

Нефтегазовые доходы (НГД) за 10 месяцев составили 7,2 трлн руб. – на 26,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Такая динамика объясняется высокой базой сравнения 2022 г., снижением цен на нефть марки Urals в начале года, а также снижением как стоимостного, так и физического объема экспорта газа, указывает Минфин.

При этом месячная динамика НГД «остается на уровне, значимо превышающем их базовый размер».

В прошлом месяце их объем составил 1,6 трлн руб. Это на 27,5% больше, чем годом ранее, напомнило ведомство. Базовое значение за октябрь составляет 684 млрд руб.

Сумма также эквивалентна 18% общего объема НГД, запланированного на 2023 г. Аномальные поступления от нефтегазовой отрасли связаны с хорошей конъюнктурой и выплатой налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) за III квартал (бюджет получил около 600 млрд руб.), поясняли «Ведомостям» аналитики.

«Устойчивая положительная динамика» наблюдается и в части ненефтегазовых доходов бюджета, отметил Минфин. В январе – октябре они составили 15,9 трлн руб., прибавив 28,7% в годовом исчислении. Ненефтегазовые доходы растут не только по отношению к прошлому, но и к 2021 году, подчеркивает ведомство. Объем и траектория их поступления свидетельствуют о значительном превышении динамики, заложенной в действующем бюджете (17,2 трлн руб. в 2023 г.).

Что касается динамики расходов федерального бюджета, она сохраняется на нормальном уровне после ускоренного финансирования в январе – феврале отдельных контрактуемых расходов, указывает министерство.

Согласно действующему бюджету, доходы на 2023 г. запланированы в объеме 26,1 трлн руб., расходы – 29 трлн руб. Дефицит таким образом ожидается в размере 2,9 трлн руб., или 2% ВВП. Основными источниками его финансирования выступают заимствования на внутреннем рынке. Кроме того, для обеспечения сбалансированности бюджета Минфин допустил использование средств фонда национального благосостояния (ФНБ) в объеме 2,9 трлн руб.

В проекте бюджета на 2024–2026 гг. Минфин скорректировал оценку исполнения казны на текущий год. С учетом изменений сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября и без учета перенесенных остатков 2022 г. прогнозируется объем доходов в 28,7 трлн руб., расходов – 31,7 трлн руб. Соответственно, дефицит должен составить 1,8% ВВП.

Уложиться в план

Так как октябрьская динамика нефтегазовых доходов бюджета во многом связана с квартальным циклом уплаты НДД, ждать аналогичных месячных темпов роста в этом году уже не стоит, отмечает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. По итогам года общий объем доходов казны может оказаться на несколько сотен миллиардов рублей выше плана, однако Минфин, вероятно, предпочтет увеличить расходы на сумму прироста ненефтегазовых доходов, как уже было сделано в начале октября, считает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.

Что касается расходов, то до конца года по действующему законодательству осталось только 4,7 трлн руб. неисполненных трат, т. е. около 16% от объема, запланированного на весь год. В истории пока не было прецедентов такого слабого исполнения бюджета по расходам за два итоговых месяца, отмечает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. По его подсчетам, с 2011 по 2022 г. в ноябре – декабре исполнялось в среднем 26% от общего объема годовых федеральных трат. В связи с этим уровень расходов по итогам 2023 г., скорее всего, существенно превысит значения, заложенные в текущем бюджете, и составит более 32 трлн руб., прогнозирует эксперт. Ждать меньших расходов нет основания еще и потому, что такой объем расходов укладывается в действующее бюджетное правило.

Хотя расходы окажутся выше плана, дефицит бюджета будет ему соответствовать и составит около 2%, или 2,2 трлн руб., ожидает Исаков. В ноябре – декабре расходы будут составлять в среднем 4 трлн руб. в месяц, а доходы – 3,5 трлн руб. Вероятность того, что фактический дефицит казны окажется ниже планового, невелика, соглашается Куликов. Основное перевыполнение прогнозов идет по ненефтегазовым доходам, которые, скорее всего, Минфин направит на расходы. На этом фоне итоговый дефицит во многом будет зависеть от темпов роста НГД, заключил эксперт.