Кто заменит Америку на арене мировой экономики


В последнее время стало модно рассуждать о будущем американского доллара в качестве резервной валюты. На фоне в среднем 10%-ного ослабления этой валюты за последние шесть месяцев аналитики стремятся придерживаться одного из двух противоположных взглядов. Некоторые считают, что, поскольку нельзя что-то заменить ничем, глобальная роль доллара не уменьшится. Другие же говорят, что в среднесрочной перспективе Америка не сможет удерживать свои позиции в этой роли.

Глава Pimco Мохамме Эль-Эриан и его заместитель Рамин Толои в опубликованной сегодня в Financial Times статье предлагают свой взгляд на проблему. По их мнению, сегодняшнюю реальность не стоит ограничивать двумя полярными решениями: она намного сложнее.

Несколько десятилетий назад Чарльз Киндлбергер, американский экономист, сегодня известный как автор книги «Мании, паники и крахи», назвал пять основных составляющих, которые поддерживают ориентированную на рост глобальную экономику. Среди них то, что стране-локомотиву нужно действовать как последнее убежище потребителя, координировать макроэкономическую политику, поддерживать стабильную систему курсов валют, являться последним кредитором и предоставлять долгосрочные кредиты.

По мнению Эль-Эриана и Толои, в сегодняшнем мире к этому списку стоит добавить еще две составляющие: предоставление безрисковых – с ААА рейтингом – активов, которые могли бы служить критерием для остальных инструментов и действий, а также поддержка глубоких и предсказуемых финансовых рынков, которые могли бы использоваться другими странами для улучшения их собственных финансовых посреднических процессов.

В преддверии кризиса, по мнению экономистов, США были единственным источником подобных составляющих. Но кризис ударил изнутри системы, поэтому почти каждый из этих факторов серьезно ослаб. Теперь, по словам Эль-Эриана и Толои, нужно ответить на два вопроса: какие из этих составляющих могут быть восстановлены внутри США, какие придется восстанавливать совместными усилиями, а какие нужно заменить. И конечно, как именно это можно сделать.

"Восстановить можно кредитоспособность и предсказуемость финансовых рынков США. Это требует качественной реформы финансового надзора и заслуживающей доверия среднесрочной программы по управлению бюджетным дефицитом, а также ограничения роста госдолга США", - считают Эль-Эриан и Толои.

Расширившаяся роль G20 и стоящая на повестке дня реформа МВФ подчеркивают, что мировая макроэкономическая политика стремится к тому, чтобы решать проблемы общими усилиями. Это позитивный сдвиг. Но до сих пор сложно судить, насколько у этого форума хватит сил, чтобы разобраться с законодательными различиями и убедить правительства делить ответственность, пишут экономисты.

В течение нескольких следующих лет, по мнению глав Pimco, мы увидим много рассуждений про новые типы резервных активов, в частности - китайского юаня. Но не стоит думать, что подобные опции могут повлиять на главенствующую роль доллара.

В итоге, по мнению экономистов, замены требует только одна составляющая. Это ключевая роль, которую США играли в качестве локомотива экономического роста. "Эта роль сейчас пошатнулась из-за долга американских домохозяйств. Стабильная мировая экономика требует других основных источников внутреннего спроса, особенно среди экономик вроде Китая, которые исторически были заточены под экспортный рост", - пишут аналитики.

При этом, по их мнению, то, каким образом произойдет переход, будет иметь критические последствия. Один из рисков заключается в том, что ключевые персонажи, в частности Китай, будут сопротивляться подобным переменам и пытаться восстановить отжившую систему. Другая опасность в том, что основные силы пойдут своим путем, отказываясь координировать свои усилия ради более националистичных действий, таких как агрессивная валютная политика и торговый и финансовый протекционизм.

Лучший способ защититься от таких последствий – предупредить их заранее. Другими словами, уже сейчас обозначить все ожидания и политические стратегии и разработать законодательные меры на национальном и наднациональном уровне, которые помогли бы расширить использование всех этих составляющих.