Бюджет Москвы может лишиться части доходов

Около 80% доходов бюджету Москвы приносят налоговые платежи, при ослаблении политического ресурса город может лишиться их части.
Д.Гришкин

Во вторник своего кресла лишился Юрий Лужков, мэр богатейшего региона страны. По итогам 2009 г. бюджет Москвы превысил 1,44 трлн руб. «Ведомости» попробовали разобраться, как на столичные финансы может повлиять смена градоначальника. Похоже, снижение доходов города намного вероятнее, чем их рост.

Смена мэра Москвы не окажет существенного воздействия на бюджетную и долговую политику города, считает аналитик Fitch Владимир Редькин. Москва, по его мнению, продолжит демонстрировать сильные бюджетные показатели на фоне восстановления экономики. Fitch и Standard & Poor's в день отставки Лужкова выпустили сообщения с подтверждениями рейтингов и прогнозов.

Бюджет Москвы особенный, в его доходах очень высокая доля налогов, говорит аналитик «Тройки диалог» Станислав Пономаренко. В 2009 г. три основных налога — налог на прибыль, имущество и доходы физических лиц (НДФЛ) — принесли 78% доходов (данные Федерального казначейства по исполнению бюджета). По итогам шести месяцев 2010 г. эта доля в доходах, которые составили 606,4 млрд руб., — 84%. В остальных регионах налоговые доходы не превышают 50% бюджета, отмечает Пономаренко.

Эмиграция налогоплательщиков

Треть доходов бюджету Москвы обеспечивают работающие в городе граждане. Многие из них проживают в Московской области и других регионах. "В свое время Лужков отстоял эти деньги у подмосковного губернатора", - напоминает Галина Курляндская, гендиректор Центра фискальной политики. Несколько лет назад шла бурная дискуссия о том, чтобы НДФЛ поступал в бюджет по месту жительства плательщика, недовольны были регионы, но министр финансов Алексей Кудрин однозначно заявил, что считает это нецелесообразным.

Налог на прибыль, который уплачивают в городской бюджет корпорации, – еще один значимый источник дохода. По итогам шести месяцев 2010 г. его доля составляла 45%, а по итогам прошлого года – четверть.

Сейчас может произойти ослабление политического ресурса в Москве и конкуренция за деньги компаний возрастет, считает Курляндская. Существуют определенные схемы, позволяющие компаниям варьировать место уплаты налога за счет перемещения своей штаб-квартиры, что позволяет им, например, идти в регионы с пониженной ставкой. Влияют и чисто политические мотивы, как, в частности, перерегистрация ряда крупных компаний в Санкт-Петербурге после того, как место губернатора заняла Валентина Матвиенко.

Из двух основных статей доходов Москвы с большей вероятностью пострадают поступления от налога на прибыль компаний, считает Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов. Новый московский градоначальник в первую очередь столкнется с проблемой давления со стороны федеральных органов власти с целью перераспределения доходов от налога на прибыль в пользу других регионов. И жесткой оппозиции при принятии таких решений уже не будет.

Предугадать, какие это будут компании, сейчас сложно. Это могут быть нефтегазовые холдинги, РЖД, резюмирует Климанов. Куда они уйдут? Например, Хлопонин, если, конечно, не займет кресло московского мэра, будет активно оттягивать ресурсы на Кавказ, полагает Курляндская. Это может быть Тюмень при поддержке Собянина и по-прежнему Санкт-Петербург.

Придется экономить

Не стоит ждать и притока новых денег, отмечают аналитики «Ренессанс капитала» в своем обзоре «Москва: придет ли новый мэр с пустыми руками?»

«Ставки всех налогов за исключением транспортного устанавливаются на федеральном уровне и, следовательно, неподконтрольны мэру, - отмечают эксперты. - На долю трансфертов из федерального бюджета приходится лишь 3-5% доходов столицы, хотя в абсолютном выражении Москва входит в число крупнейших получателей федеральных денег. По информации Федерального казначейства, с начала года Москве было выделено 27 млрд руб. Ни один регион не получил больше денег, за исключением «горячих точек» (Дагестан, Чечня) и богатых нефтью регионов (Башкирия, Татарстан, Тюменская область)».

Учитывая вышесказанное, у мэра Москвы нет места для маневра. Остается снижать расходы.

«В прошлом году, когда столичные инвестиции были урезаны на 44%, мы пришли к выводу, что капиталовложения в Москве могут осуществляться весьма гибко, в зависимости от имеющихся средств, а значит, находятся под воздействием экономических циклов и поддаются управлению», - отмечают в «Ренессансе». Сейчас предполагается, что крупные капвложения должны на 50% финансироваться за счет средств, привлеченных на внутреннем рынке облигаций. Москомзайм планирует привлечь до конца года еще 40 млрд руб., напоминают аналитики.

Новая политика в инвестиционной сфере определит масштабы дефицита столичного бюджета и предложения долговых обязательств на рынке в ближайшие годы.

Хаос не грозит

У Москвы очень хорошая налоговая база (и налоги хорошо администрируются) и это делает бюджет города менее зависимым от всевозможных трансфертов, отмечает Пономаренко: «Вряд ли что-то в финансах Москвы изменится принципиально». Но надо дождаться нового назначения, оговаривается он.

Сам переходный период в эшелонах власти никак не скажется на собираемости налогов, этим занимаются федеральные структуры. Да и в целом вряд ли стоит ожидать удара по экономике города по причине безвременья, согласна Курляндская.

В любом случае запас прочности есть — бюджет Москвы за шесть месяцев года аккумулировал профицит в 102 млрд руб., подсчитал Пономаренко. Низкая предсказуемость условий формирования бюджета влияет на уровень рейтинга Москвы, осторожны аналитики S&P.