Сбербанк обогнал «ВТБ24», репетируя выдачу кредитных карточек

Сбербанку потребовалось меньше года, чтобы занять 2-е место на рынке кредитных карт. Отрыв лидера – «Русского стандарта» – пока двукратный. Но это вопрос времени. Сбербанк пока только тренируется выдавать карты, говорят участники рынка

Директор по маркетингу и прямым продажам ХКФ-банка Денис Власов признает, что «цифры похожи на правду». Он напоминает, что снижение доли «Хоум кредита», например, вызвано сменой стратегии в кризис – банк намеренно сместился в сегмент кредитов наличными. «Карта – продукт «бесконечный», лимиты возобновляются, а нам в кризис хотелось больше определенности с денежным потоком, с фондированием», – говорит он. Кроме того, у ХКФ карточный портфель быстрее амортизируется в отличие от тех игроков, которые недавно начали раздавать карты и у которых еще «молодой» портфель. «Статистика показывает, что основные транзакции по кредиткам люди совершают в первые полгода, потом начинают гасить долги, меньше пользуются картой», – отмечает он.

По итогам февраля Сбербанк по объему задолженности по кредитным картам обошел «ВТБ 24» и занимает 2-е место, подсчитала консалтинговая компания Frank Research Group (см. таблицу). Рыночная доля Сбербанка достигла 10,9%. У «Русского стандарта» – 20%. Но Сбербанк идет семимильными шагами – с начала 2010 г. его «карточный портфель» устойчиво растет на 1–1,5 млрд руб. в месяц. У «ВТБ 24» и «Русского стандарта» прирост за последние два месяца – по 1 млрд руб. У большинства других игроков рынка динамика вообще близка к нулю.

В Сбербанке согласны с оценкой Frank Research Group. «На быстрое увеличение нашей доли повлияло два фактора: в апреле прошлого года мы начали раздавать карты клиентам «с улицы», вначале заемщикам, которые получали у нас потребкредиты, а с августа – всем», – объясняет директор управления розничного кредитования Сбербанка Наталья Карасева. Сейчас у банка 2,25 млн активных карт, говорит Карасева.

В «ВТБ 24» свой портфель оценивают в большую сумму – 28,2 млрд руб. на конец февраля. Конкуренция со стороны «Сбера» банк не пугает. «Нам важнее предоставлять высокий сервис, бонусные и кобрендовые программы», – сказал член правления «ВТБ 24» Георгий Горшков. Сомневается в корректности данных исследования и вице-президент «Русского стандарта» Артем Лебедев: «По нашим консервативным подсчетам <...> доля «Русского стандарта» превышает 25%».

Стремительный рост «Сбера» Власов объясняет огромной клиентской базой госбанка. К примеру, только зарплатных клиентов у «Сбера» более 10 млн. На 1 февраля доля Сбербанка на рынке вкладов физлиц составляла 47,3%, на рынке кредитования физлиц – 32,1%. «То, что для всех банков – бизнес, для Сбербанка – пилотный проект, – признает Власов. – Если бы Сбербанк начал выдавать карты более агрессивно, его доля была бы совсем другой».