Кредитные карты: как «неудачная» идея создала целый рынок


И, наконец, идет процесс изменения отношения розничных сетей к оплате картами. В первую очередь, это касается сегмента предметов первой необходимости – продуктов питания, бытовых товаров и топлива. В 2010 г. Metro Cash & Carry стал принимать карты. Это подстегнуло его ближайшего конкурента, «Ашан», сделать то же самое. За ним должны последовать такие игроки, как «Пятерочка» и «Магнит». Активно стали работать с картами гиганты топливного рынка – «Лукойл» и «Роснефть». McDonald’s, самый успешный ресторан быстрого питания, еще в прошлом году начал принимать карты к оплате.

Сентябрьским утром 1958 г. практически все 60 000 жителей американского города Фресно проснулись обладателями кредитных карт. Это стало результатом «неудачной» идеи, посетившей сотрудника Bank of America Джо Уильямса. Он решил сделать массовую рассылку карт. Немыслимая затея, если учитывать, что в то время лишь члены Diners Club – небольшая группа состоятельных людей – могли позволить себе роскошь расплачиваться кредитными картами.

Горожанам чрезвычайно понравилось тратить деньги. Большинство из них не отдавали себе отчет в том, что используют средства банка. В результате на второй год рассылки пользователи израсходовали $60 млн, а вернули только $40 млн. Джо Уильямс был уволен, но его «недальновидность» заложила основу рынка массового использования кредитных карт, который к 1968 г. достиг 100 млн карточек. Сегодня на каждого жителя США (включая грудных младенцев) приходится более пяти кредиток.

В России только каждый девятый экономически активный человек пользуется одной кредитной картой. Результаты наших исследований говорят о том, что две трети респондентов не знают, как оплачивать картами покупки. Половине опрошенных не нужны карты, потому что их не принимают магазины, которые они посещают. Столько же владельцев неактивированных карт не видят для себя преимуществ в их использовании. И, наконец, предубеждения против карт отпугивают каждого третьего респондента.

Комплекс мер для продвижения карт очевиден: повышение уровня финансовой грамотности людей, предоставление пользователям различных выгод от использования карт, развитие инфраструктуры их приема.

Повышением финансовый грамотности сегодня озадачились ключевые игроки банковского ритейла. Выгоды от использования карт становятся привычны – слова «кобрэндинг» и «кэш-бэк» уже не режут слух их держателей.

Пример ведущих игроков, как правило, становится заразительным для их коллег. В результате в массовом сегменте начинается активный прием карт. Этот рынок совершает свой очередной прыжок вверх – только он длится дольше, чем одно осеннее утро.

Что говорят по этому поводу сухие цифры? С середины 2010 г. общий оборот по всем видам карт в России вырос на 30%. Объем безналичных транзакций по картам увеличился на 70%.

Автор - председатель правления банка \"Ренессанс кредит\".