Уголовных дел по легализации денег может стать намного больше

Уголовных дел по легализации денег может стать намного больше. На банки предлагается возложить обязанность сообщать налоговикам о счетах физических лиц

Минэкономразвитие опубликовало для общественной экспертизы законопроект Росфинмониторинга о борьбе с легализацией.

Документ давно обсуждается, знает бывший чиновник, участвовавший ранее в дискуссии. Первая версия была подготовлена по распоряжению бывшего первого зампреда правительства Виктора Зубкова, который возглавлял президентскую межведомственную группу по борьбе с незаконными финансовыми операциями. По данным Зубкова, из $84,2 млрд оттока капитала в 2011 г. с признаками отмывания было выведено около 1 трлн руб., еще почти столько же обналичено внутри России.

Зубкова на посту руководителя группы сменил помощник президента по кадровым вопросам Евгений Школов, бывший сотрудник КГБ и бывший замминистра внутренних дел. Высокопоставленный федеральный чиновник рассказывал, что в наследство Школову от Зубкова перейдет законопроект по борьбе с обналичиванием.

Прежний вариант был предельно жестким – например, запрещал уменьшать доналоговую прибыль на расходы на ценные бумаги, выпущенные офшорными компаниями, в десятки раз предлагалось увеличить уставные капиталы. Теперь проект смягчен, но кое на чем Росфинмониторинг настоял: к примеру, предлагает считать уклонение от уплаты налогов или невозврат валютной выручки легализацией.

Росфинмониторинг предлагает смягчить уголовную ответственность за легализацию, но расширить ее применение – снизить в 10 раз (до 600 000 руб.) сумму, отмывание которой считается преступлением. (По данным МВД, за 2011 г. выявлено 704 преступления в сфере легализации.) Меняется ответственность и за невозврат валютной выручки: она может наступить, если сумма превышает 6 млн руб. – в пять раз меньше нынешнего.

Серьезно предлагает Росфинмониторинг поправить закон о противодействии легализации, расширив перечень контролируемых операций и организаций. Например, включить в него операции по страхованию и перестрахованию объемом в 3 млн руб., займы микрофинансовых организаций, кредиты, если ставка вдвое ниже ставки рефинансирования ЦБ (сейчас 8%). Именно в этот закон Росфинмониторинг хочет ввести понятие бенефициарного владельца – физлица, которое прямо или косвенно, самостоятельно или с аффилированными лицами может определять действия клиента.

Конкретизируется перечень случаев, когда банки могут отказаться проводить операции: достаточно подозрения, что операция сомнительна или у нее нет однозначного экономического смысла (сейчас оснований меньше). Похожие права предоставляются и профучастникам рынка ценных бумаг. Брокеры и так пристально следят за операциями клиентов и расстаются с подозрительными, говорит гендиректор «Грандис капитала» Александр Соболенко.

Придумали в Росфинмониторинге новые обязанности для банков – сообщать налоговикам об открытии счетов и вкладов любыми людьми. Минфин предлагал лишь наделить налоговиков правом запрашивать в банках эти сведения. Госдума проект не одобрила, напоминает сотрудник Минфина, Росфинмониторинг предложил более жесткую версию, и Минфин ее поддерживает. Бессмысленно контролировать десятки миллионов счетов граждан (см. врез), говорит президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов, нужны какие-то ограничения по суммам.

Смогут налоговики приостанавливать банковские операции компаний, если они не находятся по адресу, указанному в реестре юрлиц. Ненахождение по адресу не страшно, главное – чтобы была почтовая связь, говорит сотрудник Минфина.

Связаться с представителем Росфинмониторинга вчера не удалось, представитель Минэкономразвития не комментирует документ до завершения публичных консультаций, а в Кремле отказались от комментариев.

Налогоплательщики не привыкли к таким проектам – не смягчающим администрирование, а ужесточающим, замечает чиновник Минфина. Борьбу с легализацией нужно ужесточать, но не создавая неэффективные барьеры, уверен замминистра экономического развития Сергей Беляков.