Почему руководство Китая не стимулирует экономику

Если экономические проблемы западных стран хорошо известны, то замедление роста китайской экономики стало главным изменением в экономической картине мира в этом году. Иностранные компании и инвесторы пытаются понять, почему власти не стимулируют экономику и как новые реалии отразятся на их деятельности
Qilai Shen/ Bloomberg

На этой неделе Китай опубликует данные по ВВП в III квартале. Как ожидается, он станет седьмым кварталом подряд, когда экономика продемонстрирует замедление.

По сравнению с другими странами Китай показывает отличные результаты: рост прогнозируется на уровне 7–7,5% по сравнению с III кварталом 2011 г. Но «по сравнению с тем, как обстояли дела до 2008 г., темпы роста упали примерно на треть», констатирует Хуан Хаичжоу, главный стратег China International Capital Corp.

Причины замедления достаточно очевидны. Во-первых, экспорт, когда-то бывший двигателем китайской экономики, теперь тормозит ее. Чистый экспорт добавлял росту ВВП 2–3 процентных пункта. Теперь же спрос за рубежом настолько низок, что вялый экспорт отнимает около 1 п.п.

Во-вторых, капиталовложения достигли пика почти в 50% ВВП – рекордный показатель для ведущей экономики в мирное время. Созданная с их помощью база материальных активов теперь столь велика, что темпы роста инвестиций не могут не снизиться, как и их вклад в ВВП, – с 6 п.п. до 4 п.п.

Единственным значимым фактором роста остается потребление. Показатели розничных продаж в этом году демонстрируют достаточную устойчивость, но переход на модель экономики потребления – процесс постепенный и медленный.

Все это означает, что китайская экономика вряд ли сможет вырасти более чем на 7,5% как в этом, так и в следующем году, и это будут самые низкие темпы более чем за 10 лет. «Мы ожидаем, что средние темпы роста станут новой нормой для Китая», – говорит Дон Тао, главный экономист по Азии Credit Suisse.

Что удивляет экспертов в последние полгода, когда инфляция замедлилась, так это нежелание властей бороться с замедлением экономики. Отдельные действия вроде снижения процентных ставок Народным банком Китая и некоторой поддержки экспортеров никак не могут сравниться с пакетом стимулирующих мер объемом 4 трлн юаней ($640 млрд), который правительство приняло в 2008 г., чтобы поддержать экономику во время глобального кризисного шторма.

Аналитики пытаются давать разные объяснения. «Политическая борьба в этом году – главная причина того, почему экономике может потребоваться больше времени на восстановление, чем обычно», – уверен Лу Тин, экономист Bank of America Merrill Lynch. В ноябре должен пройти съезд Коммунистической партии Китая, на котором власть на следующие 10 лет будет передана новому поколению лидеров. За кулисами идет невидимая сторонним наблюдателям борьба, и все внимание властей уделено политике, а не экономике.

Другое объяснение – правительство считает, что стране нужны более медленные темпы роста. Гигантский пакет стимулирующих мер 2008 г. хотя и оказался эффективным в плане поддержки экономики в краткосрочном плане, в долгосрочном еще больше усилил дисбалансы в части ее зависимости от капитальных инвестиций. Аналогичные по масштабу стимулы «не только маловероятны, но и были бы опасны для сохранения устойчивого роста», говорилось в сентябрьской редакционной статье государственного информационного агентства «Синьхуа».

Наконец, последнее объяснение – руки правительства связаны. Даже если бы оно и хотело стимулировать рост, у него мало что получилось бы. «Представьте ситуацию: машина застряла в снегу. Водитель жмет и жмет на педаль газа, колеса крутятся, но машина не двигается с места. Машина эта – китайская экономика», – объясняет Дон.

Такой взгляд основан на следующем положении: активность частного бизнеса ограничена рядом секторов, таких как производство и недвижимость, в которых сформировались избыточные мощности. Если правительство не пустит бизнес в подконтрольные ему секторы, например здравоохранение и финансы, он не будет увеличивать капиталовложения, и рост экономики в целом неизбежно будет замедляться.