Леонард Блаватник судится с JPMorgan Chase из-за инвестиций в ипотечные бонды

По утверждению совладельца ТНК, банк вложил часть средств из $1 млрд с его "безрискового" счета в ипотечные облигации, что принесло $100 млн убытка
R.Maiman/ Bloomberg

Инвестор-миллиардер Леонард Блаватник судится c банком JPMorgan Chase, который, по его утверждению, в кризис потерял $100 млн с его «безрискового» счета, вложив часть средств в рискованные активы, в частности, ипотечные облигации. Блаватник – один из немногих частных инвесторов, решивших судиться с банками из-за потерь, понесенных в ходе финансового кризиса. Поведение в этом деле представителей банка, в котором он обслуживается уже 15 лет, Блаватник называет “вызывающим”.

Деловые интересы выходца из СССР, американского миллиардера Блаватника простираются от российской нефтяной компании ТНК (его Access Industries входит в консорциум AAR, владеющий компанией, которая сейчас продается «Роснефти») до химического концерна LyondellBasell и звукозаписывающей компании Warner Music. По его утверждению, JPMorgan проявил халатность, инвестировав часть средств из $1 млрд, который он разместил в банке, в рискованные активы, которые в кризис сильно упали в цене. Блаватник требует компенсации $100 млн убытков. В JPMorgan обвинения отвергают.

Суд по иску Блаватника начался в Нью-Йорке в январе, сейчас стороны ожидают вердикта судьи.

“Если с ними судится правительство, они тут же заключают мировое соглашение и могут выплатить по нему миллиарды, – сказал Блаватник Financial Times, имея в виду иски, которые американские регуляторы подавали к JPMorgan и другим банкам. – Если же это отдельные люди или небольшие компании, они засудят вас до смерти, и кто осмелится бросить им вызов?»

По словам Блаватника, JPMorgan пытался урегулировать дело, на которое он уже потратил $10 млн, вне суда, но эти попытки бизнесмен называет неадекватными: «До недавнего времени никто даже не извинился. Принесенное извинение принимаю, но оно делалось в контексте «давайте заключим мировую без всяких выплат». Это вызывающе».

Блаватник, по его словам, подал иск чуть ли не впервые в жизни. Деньги в банке, с которым он сотрудничает полтора десятилетия, находились на «счете по управлению денежными средствами с четкими условиями и строгим мандатом по управлению ими – без риска». Однако счет «превратился чуть ли не в хедж-фонд», утверждает бизнесмен: «Они вложили мои деньги в рискованные бумаги, в частности, ипотечные облигации... Причем сделали это в тот момент, когда со своего собственного счета продавали все, что можно».

По утверждению JPMorgan, совокупный доход по счету составил $4 млн, а убытки были понесены лишь по отдельным бумагам. Блаватник «ошибочно» называет счет безрисковым, правила управления им были оговорены с представителями Access Industries, которые хорошо их понимали.

До ипотечного кризиса ценные бумаги с высоким рейтингом, привязанные к жилой недвижимости, считались образцом консервативных инвестиций, говорится в заявлении банка: «Когда в конце 2007 г. рынки начали падать, независимый инвестиционный советник самого Блаватника сказал, что эти бумаги нужно сохранить, а не продавать». В JPMorgan также отвергают обвинение в том, что он инвестировал клиентские средства в ипотечные бумаги, при этом продавая их из собственного портфеля. «JPMorgan, как практически любой банк, понес миллиардные убытки по ипотечным кредитам и ценным бумагам», – говорится в заявлении банка.

Перевел Михаил Оверченко