Банкирам из Росбанка решетка не грозит

Пока председатель правления Росбанка Владимир Голубков помещен под домашний арест, передававший для него взятку Андрей Ковалев рассказал историю злополучного кредита
Андрей Ковалев (на фото) утверждает, что в Росбанке его бизнесу угрожали намеками/ А.Махонин/ Ведомости

Пресненский суд Москвы отправил под домашний арест Голубкова и его предполагаемую сообщницу Тамару Поляницыну, оба обвиняются в получении взятки за реструктуризацию кредита (коммерческий подкуп и соучастие в преступлении). Следователь, выступавший в суде, настаивал на аресте Голубкова. Он опасался, что банкир скроется от следствия: со счетов Голубкова «сразу после задержания были сняты все средства – более $17 млн». Голубков пояснил, что деньги переведены на счет жены и «могут быть потрачены в том числе на внесение залога» (цитаты по «Интерфаксу»).

Откатов за выдачу кредита и первую реструктуризацию никто не просил, рассказывает Ковалев. Во время обсуждения новой отсрочки, говорит Ковалев, Поляницына спросила его, не боится ли певец проблем с кредитом. И привела ряд примеров, которые, по мнению Ковалева, были намеком на возможную потерю бизнеса. В частности, как Росбанк взыскивает с компании «Миэль» активы (представитель «Миэля» это опроверг, передал «Интерфакс») и как продал долг компании ЛЭК (ныне Л1) другому кредитору.

По версии следствия, Голубков и Поляницына получили $1,2 млн от певца Андрея Ковалева, бывшая жена Ковалева Татьяна управляет компанией ООО «Авто престиж 1», которая задолжала банку $67 млн. Взятку в $1,5 млн с бизнесменов требовал Голубков, а Поляницына встречалась с заемщиками и передавала ему деньги за изменение условий кредита.

С 2007 г. из $80 млн компания выплатила $13 млн основного долга и еще $52 млн процентов, утверждает Ковалев, в 2008 г. банк увеличил ставку по валютному кредиту с 12 до 18%. По его словам, по кредиту было заложено четыре объекта недвижимости стоимостью $240 млн, а позже пришлось заложить пятый. А 100% долей ООО «Авто престиж 1», которое занималось сдачей в аренду коммерческой недвижимости (всего 12 объектов), были проданы по кредиту, ими владела дочерняя компания Росбанка ООО «Статус И», рассказывает Ковалев: «Но у меня было право обратного выкупа долей по договору репо».

Эта компания и Росбанк не давали согласия на реструктуризацию кредита в другом банке, как и на последующую ипотеку, настаивает Ковалев: «Хотя мы договорились с Номос-банком и Банком Москвы». Оценка залогов в $240 млн была проведена для получения кредитов в других банках. Человек, близкий к Росбанку, заверил, что, по независимой оценке залогов, проведенной банком, они стоят $100–120 млн. Кредитный комитет Банка Москвы действительно одобрил выдачу кредита этой структуре, подтвердил его представитель. C представителем Номос-банка связаться не удалось.

Ковалев говорит, что опасался утечки информации в банк и последующего краха бизнеса и потому сразу не обратился к правоохранителям. К тому же первое время он и гендиректор компании Татьяна Ковалева считали, что Поляницына могла прикрываться Голубковым, чтобы получить деньги: «Однако Голубков неоднократно отказывался встречаться и не отвечал на письма, что я расценил как подтверждение ее слов».

Это провокация, говорит адвокат Голубкова Дмитрий Харитонов, учитывая, что компания в 2012 г. получила реструктуризацию кредита на пять лет до 2017 г. Детали он обещал прокомментировать позже. Представитель Росбанка подтверждать это отказался. Сам Ковалев рассказал в интервью Forbes, что помимо отсрочки на пять лет банк снизил ставку по кредиту в валюте с 10% годовых до 9%. Вероятно, имел место конфликт между бывшими владельцами компании-заемщика и структурой банка, которая формально ею владела, допускает клиентский менеджер российской «дочки» иностранного банка. Представитель Росбанка отказался от каких-либо комментариев.