«ВТБ 24» ищет клиентов - долларовых миллионеров

Главным источником средств для «ВТБ 24» должны стать долларовые миллионеры. К 2016 г. розничная «дочка» ВТБ планирует довести число таких клиентов до 20 000
М.Стулов/ Ведомости

В 2016 г. «ВТБ 24» планирует обслуживать 20 000 долларовых миллионеров, что позволит ему стать лидером в сегменте private banking. Это предусматривает стратегия развития розничного бизнеса группы ВТБ на 2014–2016 гг. «Это означает, что к 2016 г. мы удвоим клиентскую базу в этом сегменте», – уточнил президент «ВТБ 24» Михаил Задорнов.

В Альфа-банке входной порог также начинается с $1 млн на банковских и инвестиционных счетах, говорит начальник управления по работе с VIP-клиентами Елена Лисицына. По ее словам, долларовых миллионеров у банка «несколько тысяч человек», на них приходится «около четверти» объема привлечения средств физлиц.

Сейчас входной билет в private banking в «ВТБ 24» – 30 млн руб. в регионах и 50 млн в Москве. До июня порог был 15 млн руб.

По словам Задорнова, сейчас у банка около 10 000 клиентов, подпадающих под условия private banking, но только 3200 из них обслуживаются в рамках private banking, обеспечивая 27% привлечения средств физлиц – свыше 300 млрд из 1,114 трлн руб. Остальные состоятельные клиенты хранят свои миллионы на стандартных депозитах либо пользуются другими премиальными программами. В результате 80% средств населения привлечено за счет вкладов размером от 1 млн руб., указывает представитель «ВТБ 24».

Согласно стратегии розничного бизнеса ВТБ к 2016 г. рынок частных вкладов вырастет до 22,6 трлн руб. Группа ВТБ рассчитывает получить на нем 12% – 2,7 трлн руб.

В Сбербанке, занимающем 46% рынка вкладов (6,8 трлн руб.), ситуация обратная: 72% привлечения средств населения, по данным Агентства по страхованию вкладов, составляли вклады до 700 000 руб. Банк объясняет это «большим количеством мелких счетов».

Долларовые миллионеры «ВТБ 24» – это «в основном бизнесмены, их жены и другие родственники, также есть чиновники и иностранцы – экспаты, сотрудники посольств», описывает своих клиентов Задорнов. Какова среди них доля топ-менеджеров группы ВТБ, Задорнов не объясняет, как и условия для VIP-вкладчиков. Ставка для них «заметно выше, чем по стандартной линейке вкладов», говорит начальник управления банка Александр Свешников.

Чтобы стать VIP-клиентом «Сбера», не надо иметь $1 млн. Достаточно разместить в банке 4 млн руб. – для жителей регионов или 8 млн – для москвичей. «Сбер» начал развивать обслуживание VIP-клиентов всего два года назад, открыв для них специальные офисы – в бордовом цвете, чтобы дистанцироваться от корпоративного зеленого, в котором обслуживаются массовые клиенты. Вчера в «Сбербанк CIB» не смогли ответить, сколько VIP-клиентов привлек банк.