Жареные цыплята могут спровоцировать долговой кризис в Южной Корее

Многие корейцы закладывают дома, чтобы получить кредит на открытие ресторана; размер ипотечной задолженности скоро достигнет уровня, который наблюдался в США перед кризисом на рынке недвижимости
Seokyong Lee/ Bloomberg

Корейский жареный цыпленок с хрустящей корочкой - превосходная закуска к пиву - снискал заслуженную славу далеко за пределами азиатской страны. Однако у себя дома он стал угрозой для экономики.

Все больше и больше семей в Корее открывают рестораны на первом этаже своего дома, который закладывается в банке для получения ссуды. Размер ипотечной задолженности в стране скоро достигнет уровня, который наблюдался в США перед кризисом на рынке жилой недвижимости. «Если кто-то скажет мне, что планирует начать этот бизнес, я попытаюсь во что бы то ни стало отговорить его», - рассуждает Кан Хё-сон, доставляющий на мотоцикле жареных цыплят клиентам.

Свою закусочную он открыл восемь лет назад и стал вторым по счету ресторатором в своем районе Сеула. Сейчас их уже четыре. «Люди ломятся на рынок. Конкуренция стала очень жесткой», - говорит он.

Корейские власти пытаются замедлить рост числа ресторанов, специализирующихся на жареных цыплятах. За последние 10 лет их количество выросло в 3 раза до 36 000. Все возрастающее долговое бремя, ставшее результатом роста ипотечного кредитования, может вести к ухудшению экономической ситуации в стране, опасаются чиновники. Конечно, вряд ли «цыплячий бум» сам по себе приведет к кризису финансовой системы. Однако резкий рост числа дефолтов по кредитам может сократить потребительские расходы. А банки будут с неохотой выдавать ссуды.

В 2012 г. ВВП в Корее вырос всего на 2% - это самый низкий показатель после финансового кризиса 2009 г. Частично это объясняется сокращением внутреннего потребления на фоне снижения внешнего спроса на корейские экспортные товары.

Похожие тренды можно наблюдать во всей Азии, где уровень долга сейчас повышается до рекордных отметок благодаря беспрецедентно низким процентным ставкам. Это вызывает беспокойство, что некоторые страны используют долг для искусственного стимулирования экономического роста.

Малайзия, Сингапур и Гонконг, где бум в сфере недвижимости с 2009 г. сопровождался ростом потребительского долга, лишь недавно начали сокращать выдачу ипотечных кредитов. В Корее же многие берут кредиты не на новые автомобили или бытовую технику, а вследствие особенностей пенсионной системы в стране.

Сотрудники крупных компаний часто вынуждены выходить на пенсию после 50 лет. При этом пенсионные выплаты слишком малы, чтобы поддерживать нормальный уровень жизни. Поэтому многие корейцы и заводят небольшой частный бизнес. Четверть из 24 млн корейцев работают не по найму. Для сравнения: в США этот показатель составляет лишь 6%. И среди работающих корейцев после 50 лет он равен 32%.

Согласно данным компании KB Financial Group, 7400 новых ресторанов, специализирующихся на жареных цыплятах, открывается в стране каждый год. При этом 5000 уже существующих объявляют о банкротстве. Почти половина терпит крах в первые три года и 80% уходят из бизнеса в течение 10 лет.

Весной 2013 г. правительство представило план, призванный помочь малоимущим заемщикам, у которых просрочка по кредитам на 100 млн вон или менее (примерно $100 000) превышает шесть месяцев. Был создан фонд размером $1,3 млрд, который покрывает расходы банков на продление ссуд на срок до 10 лет или на списание половины долга.

Пока этой программой воспользовались всего 155 000 человек - капля в море для страны с многомиллионным населением. Долг домохозяйств в Корее вырос до 136% от располагаемого дохода в конце 2012 г. по сравнению со 103% в 2004 г. «Долг вырос очень сильно, и это весьма опасно, - считает Юн Хо Хам, экономист Yonsei University. - Многие пенсионеры из поколения беби-бумеров используют свою недвижимость в качестве залога по кредитам на открытие ресторанов, специализирующихся на жареных цыплятах и пицце, которые зачастую оказываются неэффективным бизнесом».

В Корее на каждые 1000 человек приходится 12 ресторанов, в 2 раза больше, чем в Японии, и в 6 раз больше, чем в США. Особая популярность корейских жареных цыплят берет начало с чемпионата мира по футболу 2002 г. Множество кафе, известных как чимек (комбинация корейских слов, означающих «цыпленок» и «пиво»), транслировали футбольные матчи на больших экранах.

В 2012 г. правительство запретило открывать новые рестораны ближе 800 м от уже работающих. Те же правила касаются кондитерских, пиццерий и кофеен, заполонивших городские районы.

65-летняя Сон Мён-сик в ресторанном бизнесе уже 13 лет. За это время у нее не было возможности принять участие ни в одном городском празднике. Она работает по 15 часов в день до полуночи, и все равно не может погасить долги, задерживая платежи. «Многие пенсионеры ухватились за легкую возможность начать свой бизнес, но успех не бывает легким», - говорит она.

Когда она открыла ресторан в 2000 г., в западном Сеуле было всего три таких заведения. Сейчас их 11. Правда, ей повезло. Власти начали редевелопмент ее района и оплатят ей переезд в другое место. «Но больше никаких жареных цыплят», - говорит она, сидя в своем маленьком ресторанчике.

Перевела Наталья Тихонова