Китайская “Кремниевая долина” бросает вызов западному конкуренту

Новое поколение предпринимателей, обосновавшееся в районе Чжонгуаньцунь в Пекине, не копирует продукты американской культуры - оно предлагает свои уникальные идеи
Nelson Ching/ Bloomberg

Район Чжонгуаньцунь в Пекине, который часто называют «Кремниевой долиной» Китая, с виду совершенно не похож на своего калифорнийского конкурента - огромные торговые центры электроники, рестораны быстрого питания, офисные здания, стиснутые задыхающимися от пробок шоссе. Однако не стоит судить о нем по первому впечатлению. В этом районе зарождается новый тип предпринимателей, чьи стартапы бросают вызов традиционному представлению о том, что китайские технологические компании являются простой копией западных.

Чжонгуаньцунь, расположенный неподалеку от университета Цинхуа, заимствует у Кремниевой долины не идеи, а принципы корпоративной культуры. Новое поколение предпринимателей не копирует американские продукты, говорит Чжан Жуй, генеральный директор Spring Rain Software. Компания занимается разработкой приложений для мобильных устройств, предоставляющих медицинские консультации. “Они изучают корпоративный стиль Кремниевой долины, принципы менеджмента и финансирования”, - добавляет он.

Новые предприниматели отказываются от иерархической корпоративной модели, традиционной для Китая. Престиж компании также перестает зависеть от ее размера.

В “Кремниевой долине” Китая молодые IT-специалисты рука об руку сотрудничают с богатыми инвесторами, число которых все время увеличивается. Многие из этих инвесторов являются ветеранами первых историй успеха китайских интернет-компаний. Они в свое время добились его, подражая Google, Facebook и Twitter.

Однако сегодня силу обретают предприниматели, способные предложить новые уникальные идеи.

Конкуренция здесь пока не такая жесткая, как в Кремниевой долине, однако она постоянно растет, утверждают инвесторы. “Сейчас найти стоящее дело намного легче, чем раньше. Но зато стало гораздо труднее завершать сделки из-за увеличивающейся конкуренции”, - говорит предприниматель и инвестор Фриц Демопоулос. Тем не менее инвесторы воодушевлены недавними успехами китайских стартапов, например, компании - производителя мобильных телефонов Xiaomi, стоимость которой была оценена в $10 млрд. Также их вдохновило Momo Technology - приложение, предлагающее услуги интернет-знакомств, стоимость которого составила $500 млн.

Предприниматели и технические специалисты Чжонгуаньцунь из крупных компаний предоставляют стартапам все больше средств. Это также говорит о смене принципов бизнес-культуры: в прошлом китайские предприниматели часто заимствовали у друзей и семьи, а инвесторы искали новые идеи на технологических конференциях.

Китайские стартапы начинают предлагать продукты, еще не представленные в США, говорит Руби Лу, партнер компании по венчурному инвестированию DCM, работающей как в США, так и в Китае. Лу рассматривает возможность инвестирования в Hao Daifu, создавшую путеводитель по больницам и медицинским услугам, где свои рецензии и комментарии могут оставлять пользователи.

“Но прежде чем инвестировать в китайский проект, мы хотели бы увидеть, насколько успешен его американский аналог”, - говорит она.

Сегодня, однако, такая стратегия уже не всегда оправданна. Тан Янь, генеральный директор Momo, у которой сейчас около 35 млн подписчиков, сначала сомневался в успехе своего стартапа. В 2010 г. он провел исследование рынка США и обнаружил, что среди американцев не пользовалась популярностью идея клуба знакомств по интернету. “Я думал, что перспективной идее сначала необходимо получить распространение в Америке”, - говорит он. Однако затем Тан понял, что китайцам как раз проще и безопаснее знакомиться с посторонними людьми по интернету, нежели при других обстоятельствах.

Новое поколение китайских предпринимателей особое внимание уделяет разработке технологий для смартфонов. Для молодых китайцев именно смартфоны (а не телевизоры и компьютеры) являются основным источником развлечений в медиасфере. Приложение MomentCam компании Hightalk Software позволяет трансформировать собственные фото в причудливые иллюстрации, на которых пользователи могут появиться, например, в компании Мао Цзэдуна. Приложение Baogongzi дает возможность пользователям идентифицировать себя по зарплате и профессии, но скрывает их имена. Технология, разработанная стартапом Hoodinn, дает возможность пользователям принимать участие в дискуссиях с незнакомцами с помощью голосовой записи.

Хотя сейчас большая часть стартапов ориентирована на китайского потребителя, некоторые начинают думать об освоении и других рынков, говорит основатель и генеральный директор MomentCam Жэнь Сяоцянь. 40% пользователей MomentCam находятся за пределами Китая, несмотря на то, что английская версия приложения появилась лишь в ноябре.

“Добиться успеха в Китае - значит, добиться всего”. Таким, по словам Руби Лу, был раньше девиз национальных предпринимателей. “Сейчас я все больше слышу от них, что они не хотят владеть просто китайской компанией”, - добавляет она.

Перевела Наталья Тихонова