Дворкович предложил провести налоговый маневр за счет бюджета

Минфину сложно было выбрать, за счет какой отрасли проводить налоговый маневр: газовой или нефтяной. Аркадий Дворкович предложил третий вариант - за счет бюджета
Вице-премьер Аркадий Дворкович/ Денис Абрамов/ Ведомости

Вчера вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание, на котором обсуждался налоговый маневр в нефтяной отрасли, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника, участвовавших в совещании, и подтвердил представитель вице-премьера. Накануне Минфин опубликовал проект поправок в Налоговый кодекс с параметрами маневра: повышение НДПИ, снижение экспортных пошлин и акцизов (см. таблицу). Маневр стал альтернативой принятому ранее, но оказавшемуся слишком негативным для отрасли решению повысить пошлины на экспорт мазута до 100% от нефтяной.

Большинство из ставок в проекте схожи с вариантом, согласованным с компаниями и Минэнерго в начале августа, однако в последний момент появились отличия - более резко увеличивается НДПИ в 2015 г. (до 775 руб., а не до 765 руб.), а в 2017 г. не так сильно снижаются акцизы на бензин и дизтопливо - ставки выше прежнего плана на 600-700 руб. Эти изменения увеличат доходы бюджета на 93 млрд руб. за три года по сравнению с предыдущей версией, оценивает руководитель Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов.

«Мы не об этом договаривались с Минфином, - возмущен федеральный чиновник, участвовавший в переговорах. - Вариант, принятый всеми, - на 1 августа, тогда стороны договорились, как распределить издержки от маневра». Теперь Минфин меняет параметры, ведет себя с позиции силы, считает он: «Аргумент - нужны деньги для бюджета». Минфин поменял параметры из-за потерь бюджета, признает чиновник министерства.

Возникла проблема из-за столкновение нефтяников с газовиками, объясняет сотрудник Минфина причины изменений. Изначально Минфин планировал, что в 2015 г. федеральный бюджет недополучит 198,3 млрд руб. запланированных доходов (из-за отказа повышать пошлину на мазут). Но расчеты показали, что потери будут выше - до 240 млрд руб. «Мы изначально просчитались», - объясняет чиновник: слишком сильно увеличили нагрузку по НДПИ для газовой отрасли, чтобы компенсировать потери, которые возникли из-за уступок нефтяникам. Газовики справедливо спросили, продолжает чиновник: «Почему ради поддержки неэффективной нефтепереработки маневр надо делать за наш счет?»

Минфин пошел навстречу и снизил НДПИ для газа, продолжает чиновник (уменьшил коэффициент в формуле НДПИ на газовый конденсат). Тогда выросла дыра в бюджете и было решено закрывать ее за счет нефтяников, заключает чиновник: более высокий НДПИ даст в 2015 г. около 55 млрд руб. А повышенные акцизы - 20-30 млрд руб. в 2017 г.

Но вчера Дворкович попросил Минфин вернуться к прежним договоренностям с нефтяниками, рассказали два федеральных чиновника, его решение - не увеличивать дополнительно нагрузку ни для газовой, ни для нефтяной отрасли, а маневр провести за счет бюджета. Основные параметры на совещании были согласованы, но «требуется стыковка с бюджетными параметрами», говорит представитель Дворковича, решение должно быть принято в ближайшие 10 дней.

Налоговый маневр, согласованный в августе, может привести к закрытию более 200 мини-НПЗ, ударит по заводам и крупным компаниям, оценивали Минфин и Минэнерго. Но баланс на рынке нефтепродуктов нарушен не будет, эффект от маневра для отрасли должен быть умеренным, уверяет один из чиновников: последние изменения Минфина вносят коррективы. Из-за повышения базовой ставки НДПИ на 10 руб. с тонны налог для нельготируемых месторождений (при текущих ценах на нефть в $100 за баррель) будет выше примерно на $0,44 за баррель, подсчитал Борисов. А более высокие, чем предполагалось ранее, акцизы могут снизить маржу НПЗ. Но это произойдет, только если компании не смогут поднять цены на топливо, рассуждает Борисов. Ранее Минфин планировал рост цен на бензин в пределах 2 руб. По расчетам Борисова, более высокие акцизы в 2017 г. добавят к цене литра бензина 45 коп., дизеля - 60 коп. По оценкам Дмитрия Лукашова из IFC Markets - 60 и 70 коп. соответственно. В целом налоговый маневр должен снизить маржу в нефтепереработке на $25 с тонны, последние корректировки не изменят ситуацию, считает Борисов.