Население центральных провинций Испании сокращается тревожными темпами


В центральной части Испании находится район, который в два раза больше Бельгии, но вместе с арктическими провинциями Лапландии является одной из наименее населенных зон Европы. Плотность населения там меньше восьми человек на 1 кв. км. Этот район включает такие провинции, как Теруэль, Гвадалахара и Сория, где деревни постепенно становятся заброшенными. Процесс сокращения населения и миграции населения в города длится уже более 50 лет и, кажется, приближается к неизбежному итогу.

Как отмечает Франсиско Бурильо, профессор истории в Университете Сарагосы и местный активист, на этой территории находятся пять автономных регионов и девять провинций, что осложняет задачу сформулировать когерентную политику. Также ситуацию усугубляет то, что там нет крупного города, но необычайно много маленьких деревень. На этой огромной территории только четыре города с населением более 20 000 человек и свыше 600 деревень, где проживают меньше 100 человек. Многие из них плохо соединены дорогами, а чтобы добраться от них до ближайшей железнодорожной станции, требуется не один час. «Проблема не только в чрезвычайном сокращении населения, - говорит Бурильо. - Это самый разъединенный регион во всей Испании и в целом Евросоюзе».

Если ситуацию не изменить, это будет наименее населенная территория в ЕС, предупреждает Бурильо. По его словам, некоторые районы уже «биологически мертвы». Например, во многих деревнях редко можно встретить ребенка, а в окрестностях деревни Мотос средний возраст мужского населения - 57 лет. А в ней самой живет только один пастух Матиас Лопес. Пять лет назад там было еще около 10 жителей, но два года назад умер последний сосед Лопеса. По его словам, он уже привык к одиночеству и занимается тем, что держит несколько собак и 400-головое стадо овец.

Аналогичная ситуация и в некоторых других малонаселенных регионах Испании, например Галисии и Арагоне. Но ее можно проследить и в более широких демографических трендах.

В годы, предшествовавшие финансовому кризису, страна привлекала экономическим ростом и беспрецедентным бумом на рынке недвижимости иммигрантов из Латинской Америки, Восточной Европы и Северной Африки. В 1999-2010 гг. население Испании увеличилось с 40 млн до 47 млн человек, что стало одним из наиболее сильных демографических изменений в недавней европейской истории. Но затем тренд обратился. Уровень безработицы в стране по-прежнему превышает 23%, поэтому сотни тысяч человек ежегодно покидают ее. Вместе с низким уровнем рождаемости в Испании это означает, что население страны сокращается тревожными темпами. По оценкам национальной статистической службы, через 15 лет ее численность уменьшится более чем на 1 млн человек.

Если в Испании в целом сокращение населения можно контролировать, то для отдаленных деревень в Теруэле или Гвадалахаре потеря даже нескольких десятков жителей может стать катастрофой.

Как отмечает Хесус Альба, мэр горной деревни Чека, только за последние четыре года ее население сократилось на 10% и сейчас составляет всего лишь 300 человек. «Для Чеки это предел, - говорит он. - Сейчас у нас есть медицинский центр, банк, ресторан и несколько баров. Но если мы потеряем еще больше жителей, мы не сможем сохранить все эти услуги».

Важно сохранить местную школу, говорит Хуан Висенте Апарисио, мэр находящейся неподалеку деревни Ориуэла дель Тремедаль: «В тот момент, когда детей не будет достаточно, чтобы школа функционировала, станет ясно, что деревне пришел конец. Люди не переезжают туда, где нет школы». Сейчас в школе Ориуэлы учатся 38 детей, а в школе Чеки их только 25.

Альба признает, что найти решение проблемы нелегко. Он часто ездит в Мадрид, чтобы обсудить ее с высокопоставленными чиновниками. По его словам, помочь могли бы дополнительные инвестиции и создание стимулов для предпринимателей, чтобы они вели бизнес в регионе. Альба отмечает, что создание гарантирующего качество регионального бренда может помочь производителям мяса, зерна, картошки и другой сельскохозяйственной продукции, а благодаря обильным лесам можно создать завод по производству древесных гранул.

Но в деятельности активистов нет смысла без участия властей. «Когда я езжу в Мадрид, чтобы поговорить с чиновниками, я часто спрашиваю их об одном и том же: вы действительно хотите, чтобы люди жили в сельской местности? Или вы хотите, чтобы все мы жили в городе?» - говорит Альба.

Перевел Алексей Невельский