Статья опубликована в № 4352 от 29.06.2017 под заголовком: ЦБ заметил обиженных пенсионеров

ЦБ анонсировал проверки НПФ и банков-агентов

Причиной стал пятикратный рост жалоб клиентов НПФ

Центробанк получил примерно в 5 раз больше жалоб по итогам переходной кампании 2016 г., в рамках которой россияне переводили свои пенсионные накопления из одного фонда в другой, чем за три предыдущих года, передал «Интерфакс» слова зампреда ЦБ Владимира Чистюхина. Он предупредил, что регулятор планирует проверить деятельность НПФ и банков, которые работают как агенты пенсионных фондов, и призвал участников подготовиться к таким проверкам.

«В этом году мы получили просто колоссальное количество жалоб и продолжаем их получать», – рассказал Чистюхин.

Если в 2016 г. в среднем в месяц ЦБ получал 150 жалоб на работу НПФ, то с начала 2017 г., по данным регулятора, количество возросло до 680. Всего за пять месяцев 2017 г. регулятор получил уже около 3400 жалоб.

По его словам, в жалобах граждан превалируют три нарушения: перевод накоплений в другой фонд без ведома клиента, препятствие переводу, несмотря на поданное заявление, и отсутствие предупреждения о потере инвестиционного дохода при досрочном переходе. Без потери инвестиционного дохода можно сменить фонд раз в пять лет – граждане, переводившие накопления досрочно в 2016 г., могли потерять доход за два года.

Такие нарушения 27 июня отметила и Счетная палата (СП) по результатам проверки Пенсионного фонда России (ПФР), НПФ Сбербанка, НПФ «Газфонд пенсионные накопления» и НПФ электроэнергетики. СП проверяла материалы по переводу накоплений из НПФ в ПФР, из ПФР в НПФ и между фондами. По результатам проверки госаудитор отправил информационное письмо в ЦБ и правоохранительные органы.

Потери и жалобы

2400 жалоб – столько претензий к итогам переходной кампании 2016 г. подали россияне в ПФР с начала 2017 г.
27 млрд руб. по итогам кампании потеряли только граждане, согласившиеся досрочно перевести пенсионные накопления из ПФР в частный фонд

«Не думаю, что пробуждение ЦБ связано со вчерашним выступлением СП. Оно связано с беспрецедентным по своим размерам мошенничеством переходной кампании. В ЦБ скопились тысячи жалоб», – указывает президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов. «Большее, чем ранее, количество жалоб связано с масштабами переходной кампании, а также накопившимися за несколько лет проблемами с процедурой перехода», – добавляет президент Ассоциации НПФ Сергей Беляков.

Чистюхин не раскрыл детали проверки, но уточнил, что Центробанк будет пристально проверять, как «информируются клиенты и как ведется работа с бумагами». Он подчеркнул, что «сфера социально чувствительная», а потому государство будет уделять этому вопросу серьезное внимание. В марте ПФР подвел итоги переходной кампании 2016 г.: из 12 млн заявлений о переводе накоплений удовлетворено 6,8 млн. Более половины отказов (55,8%) вызвано тем, что ПФР получал от одного гражданина два заявления. Таким образом было забраковано 2,9 млн заявлений, или 24,2% всех поданных.

Через день после объявления результатов проверки ПФР прекратил принимать заявления на переход от удостоверяющих центров (УЦ), которые аудиторы в том числе заподозрили в фальсификации заявок. По мнению Угрюмова, эта мера не решит проблемы: «Надо работать с УЦ, проверять деятельность каждого после поступления жалобы, реагировать на каждый случай».

«Приостановка деятельности УЦ, безусловно, будет способствовать наведению порядка, – парирует Беляков. – Но не решит главную проблему». По его словам, главная проблема – это именно неурегулированность закона об информировании граждан о потере инвестдохода при досрочном переходе.

СП написала, что ПФР не обязал фонды заключать договор по единой форме, в которой была бы прописана потеря инвестиционного дохода.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать