Почему Греф хочет превратить Сбербанк в IT-компанию

Это утроило бы капитализацию банка, и он бы стоил «под $200 млрд»
Превращение Сбербанка в IT-компанию позволило бы втрое увеличить его капитализацию/ Евгений Разумный / Ведомости

Капитализация Сбербанка сейчас достигает примерно $60 млрд, но он стоил бы в разы дороже, если бы превратился в IT-компанию, считает его президент Герман Греф. «Если бы мы были интернет-компанией, то наша капитализация сегодня составляла бы соответственно под $200 млрд», – передал 14 декабря «Интерфакс» слова Грефа.

Сбербанк уже значительно перерос понятие «банк», неоднократно давал понять его президент. Он является крупнейшей IT-компанией России, а его цифровым бизнесом занимается более 45 000 человек, рассказывал Греф еще в сентябре 2017 г. Сбербанк как экосистема даже может отказаться от использования слова «банк» в названии и объединить свои продукты под брендом «Сбер», говорил на прошлой неделе Греф. Еще через два дня стало известно о том, что Сбербанк купил доменное имя sber.ru.

IT-компанией быть выгоднее

Коэффициенты P/E – отношение капитализации к прибыли у банков действительно ниже, чем у IT-компаний. Это связано с кредитными рисками и более низкими темпами роста, объясняет аналитик BCS Global Markets Елена Царева. Банки, особенно российские, больше зависят от экономических циклов, указывает аналитик «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин.

Сейчас Сбербанк активно развивает цифровые сервисы и, если ему удастся успешно выстроить экосистему, это усилит его позицию как IT-компании и потенциально позволит повысить капитализацию, считает Царева.

Меркантильный интерес

Вместе с капитализацией могли бы вырасти и бонусы топ-менеджеров – долгосрочная программа поощрения руководства Сбербанка привязана к цене его обыкновенных акций. Так, за девять месяцев 2018 г. Сбербанк выплатил руководству 3,4 млрд руб. зарплат и премий, привязанные к акциям выплаты составили еще 1,5 млрд руб., причем 40% переменной части вознаграждения отложены и выплачиваются тремя ежегодными траншами.

Все же назвать Сбербанк интернет-компанией невозможно, пусть он и старается максимально идти в ногу с современными технологиями, настаивает старший аналитик «Атона» Михаил Ганелин: как у банка, у него особое регулирование, требования к капиталу, специфический портфель, напоминает он. Инвесторы пока тоже не реагируют на развитие Сбербанком цифровых сервисов – его акции продолжают дешеветь, обращает внимание Ганелин: «Оценивая Сбербанк, инвесторы руководствуются в первую очередь макроэкономическими и геополитическими факторами, в центре их внимания – санкционные риски, а не IT». Сбербанк стремится подражать быстро растущим IT-компаниям, но в основе его бизнес-модели остается банкинг, соглашается Нигматуллин.

Меньше, да технологичнее

В своем желании уйти от понятия «банк» Греф не одинок. «Тинькофф банк» тоже может избавиться от слова «банк» в названии, заявил в начале декабря его основатель Олег Тиньков. «Мы никакой не банк, мы прежде всего онлайн IT-компания», – цитирует banki.ru его слова.

«Тинькофф банк» больше похож на интернет-компанию, признает Ганелин: если у Сбербанка P/E составляет около 5, то у «Тинькофф банка» – около 8. Впрочем, у технологических компаний этот коэффициент достигает 15 и более. Во многом это объясняется разницей в размерах, полагает Ганелин. «Эффект от любых технологических нововведений в масштабах «Тинькофф банка» намного заметнее, Сбербанку же невозможно перенести фокус на технологии как минимум в силу его размеров», – указывает он. «Тинькофф банк» скорее является онлайн-платформой, у него нет отделений и меньше размеры, поэтому естественно, что расширять бизнес ему проще, а рентабельность собственного капитала у него выше, солидарен Нигматуллин.

Полностью исключить слово «банк» и у «Тинькофф банка», и у Сбербанка вряд ли получится – по закону фирменное наименование банка должно указывать на характер его деятельности через использование этого слова. Сбербанк и «Тинькофф» могут исключить его из названия группы и названий всех тех юрлиц, которые не занимаются банковской деятельностью, но вот подразделениям с банковской лицензией придется использовать в названии «банк» как минимум в официальных документах, говорит партнер TA Legal Consulting Иван Тертычный. С другой стороны, закон не обязывает использовать слово «банк» в логотипах и таких примеров много – тот же Citi, напоминает он.

Представитель Сбербанка от комментариев отказался, его коллега из «Тинькофф банка» не ответил на запрос «Ведомостей».