ЦБ не дает банкам использовать все преимущества нового бухучета

Переход на МСФО 9 не поможет банкам-санаторам улучшить нормативы

Банки, занимающиеся финансовым оздоровлением других банков, ждали нового года: с января в российском бухучете вступили в силу принципы стандарта МСФО 9, которые сулили им улучшения ряда показателей. Ждали они напрасно, следует из письма ЦБ, опубликованного в декабре 2018 г. Регулятор рекомендовал не использовать некоторые новшества, заимствованные из международных стандартов.

До середины 2017 г. банки санировались по кредитной схеме – с привлечением рыночного инвестора, чаще всего другого банка. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) выдавало санаторам льготные кредиты, которые позволяли им закрывать дыры в балансах пациентов. Их ставка, как правило, составляла 0,51% годовых, и банки в отчетности по МСФО отражали разницу между ней и рыночной ставкой за весь срок кредита, записывая ее себе в прибыль. Это позволяло признавать сразу все проблемы на балансе санируемого банка, не нарушая нормативы.

Российские стандарты этого делать не позволяли: доходы от льготного финансирования и накопленные проблемы банки признавали поэтапно по графику.

Вступившее с 1 января положение 604-П, в котором прописаны принципы МСФО 9 для российского бухучета, позволяет банкам и в РСБУ сразу признавать весь доход от льготных кредитов на санацию и учитывать их в капитале: банк может сравнить стоимость привлечения кредита АСВ с рыночной процентной ставкой по обязательству в дату первоначального признания, получив положительный рузультат, следует из положения ЦБ.

Однако пользоваться этой возможностью ЦБ банкам не рекомендовал: в письме регулятор сообщил, что котируемых цен на идентичные финансовые обязательства нет и поэтому банкам лучше продолжать признавать доходы от льготных кредитов поэтапно. А если банки все же решат воспользоваться новыми возможностями, нормативы они подправить не смогут. «В любом случае такие отсроченные доходы не будут включаться в капитал банка на индивидуальной и консолидированный основе, поэтому это не окажет влияния на величину капитала и нормативы достаточности капитала банковской группы», – передал «Ведомостям» зампред ЦБ Василий Поздышев.

«Учитывая, что конечной целью проводимых изменений в правилах российского бухучета является их перевод на принципы МСФО 9, нелогично иметь два концептуально разных подхода к учету одних и тех же обязательств», – недоволен представитель банка из топ-50, привлекавшего льготный кредит АСВ на санацию.

ЦБ, объявив о введении принципов МСФО в полном объеме до декабря 2018 г., не говорил о каких-либо исключениях, отмечает бывший зампред ЦБ Михаил Сухов. По его словам, это не окажет ожидаемого объективного влияния на расчет капиталосодержащих нормативов банков на групповой основе. В отчетности на консолидированной основе банки, получавшие кредиты на санацию от АСВ, отражали расходы по резервам под проблемные активы в полном объеме одномоментно (в отличие от индивидуальной отчетности), но доходы продолжали признавать поэтапно. «Ранее это не имело столь существенного значения, но теперь ЦБ как элемент надзора контролирует не только индивидуальные нормативы, но и групповые. Введение принципов МСФО 9 в российский бухучет позволило бы банкам отразить доходы от займов на санацию единоразово, что увеличило бы в итоге их нормативы», – объясняет он. Сейчас это увеличение будет небольшим, потому что сроки многих займов подходят к середине, продолжает Сухов. Однако, учитывая повышение требований по буферам капитала, банки, осуществляющие санацию, при определенных условиях из-за позиции ЦБ не смогут выплачивать дивиденды акционерам и бонусы руководителям из-за расходов по потерям, понесенным прежними владельцами санируемых банков, предупреждает он.

После того как президент ВТБ Андрей Костин заявил, что сокрость внедрения норм «Базеля III» «надо поприжать», ЦБ решил повременить с введением надбавок к капиталу и решил внедрять их поэтапно. Нужно «переосмыслить наши международные обязательства» в части применения норм «Базеля III», призывал Костин в начале сентября. «Базель III» предусматривает, что крупнейшие российские банки – их всего 10 – должны создать капитал на 3 п. п. выше, чем любой другой банк. Цена вопроса для банка ВТБ за 2017, 2018 гг. – и еще предстоит 2019 г. – 450 млрд руб. капитала», – сетовал он. «У меня нет сегодня рынка. Я $14 млрд поднял на рынке для банка ВТБ, больше такой возможности у меня нет. Значит, либо идти в правительство, не платить дивиденды, либо дать какую-то рассрочку мне, потому что я санкционный банк», – говорил Костин. Речь шла о двух коэффициентах, увеличивающихся каждый год, – надбавке за системную значимость и для поддержания достаточности капитала.

Представитель ВТБ от комментариев отказался. Другие банки-санаторы на вопросы «Ведомостей» не ответили.

«Большинство банков признавали проблемы сразу, а прибыль от разницы ставок – лишь поэтапно, по мере получения. Из-за этого часто капитал становился отрицательным, и банкам требовались послабления ЦБ, разрешающие не соблюдать нормативы», – говорит аналитик Fitch Александр Данилов. С начала этого года вступают в силу и новые положения по оценке кредитного риска по аналогии с МСФО 9, что наверняка вызовет увеличение резервов и, как следствие, снижение капитала, напоминает он: «Однако, пока на расчет нормативов ни то ни другое влиять не будет. Речь, по сути, пока лишь о балансовом капитале – похоже, что ЦБ таким образом несколько уравновесил негативное влияние МСФО 9, разрешив банкам единовременно признавать прибыль по дешевым кредитам, полученным банками в рамках санации».

«Изменения, внесенные в пруденциальные нормы Банка России в конце года, как раз и преследуют цель сохранить действующий расчет капитала и нормативов на индивидуальной и консолидированной основе, устранив влияние на них изменений в бухучете», – заключает Поздышев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more