Статья опубликована в № 4809 от 08.05.2019 под заголовком: Банки доплатят за шопинг в Европе

Банки станут меньше зарабатывать на операциях по своим картам в Европе

Но большинство банков не намерено снижать кэшбэки и бонусы

На прошлой неделе Еврокомиссия (ЕК) объявила, что Visa и Mastercard снизят межбанковские комиссии по операциям на территории еврозоны для карт, выпущенных за ее пределами. Американский турист оплачивает картой счет в бельгийском ресторане, приводится пример в пресс-релизе ЕК. В среднем комиссии снизятся на 40%.

Банки – эмитенты карт получают с каждой операции клиента по ним в виде процента от суммы покупки так называемую межбанковскую комиссию, или интерчейндж. Ее платит банк, обслуживающий торговую точку, и она же заложена в стоимость приема карт для торговца. Эмитенты карт используют интерчейндж для программ лояльности, снижения тарифов за обслуживание карт, но в то же время это главная составляющая тарифа для торговых точек. Во многих странах, включая Россию, ритейлеры недовольны стоимостью приема карт, и некоторые (США, ЕС и др.) решили регулировать интерчейндж.

ЕК в 2015 г. установила интерчейндж для внутриевропейских операций: 0,2% от суммы покупки для дебетовых карт и 0,3% – для кредитных (для сравнения: в России, где регулирования нет, – 0,5–2,1%). ЕК ждет, что распространение этих тарифов на межрегиональные операции приведет к снижению цен в пользу всех потребителей. Это первый случай, когда регулятор повлиял на межрегиональные тарифы, отметила ЕК и дала платежным системам полгода на изменение своих комиссий.

Для онлайн-покупок интерчейндж составит 1,15% для дебетовых карт и 1,5% – для кредитных.

Mastercard введет дифференцированный интерчейндж с 19 октября 2019 г., заявил ее представитель. Visa не ответила на запрос.

Решение ЕК отразится и на российских банках. Сейчас межрегиональный интерчейндж немного ниже внутрироссийского и зависит от региона, но все же это не 0,2 и не 0,3%, снижение будет существенным, сокрушается сотрудник карточного департамента банка из топ-100. По его словам, большая часть транзакций по картам совершается на территории России, но есть клиенты, которые много тратят за границей, в том числе в Европе. Из-за этого банк скорее всего пересмотрит выплаты по программам лояльности по покупкам в Европе. По дебетовым картам есть прямая зависимость получаемого интерчейнджа и расходов клиентов, в случае кредитных карт у банков больше источников дохода и, соответственно, возможностей выплачивать бонусы. Топ-менеджер крупного банка, напротив, считает, что банки вряд ли изменят свои программы лояльности: доля операций в Европе небольшая – проще оставить все как есть.

ВТБ и «Русский стандарт» пока не приняли решение о возможных изменениях в программах лояльности, заявили их представители. Райффайзенбанк не будет ничего менять, так как на операции, проводимые по картам в Европе, приходится меньшая часть оборота. Так же поступит и «Открытие»: покупки по валютным картам и раньше приносили меньший доход, чем по рублевым, но банк считает, что программа лояльности для нескольких карт клиента должна быть единой. Этот подход упрощает программу для клиентов, говорит его представитель. По его словам, доля оборота за границей – до 10% в зависимости от сезона, из них на Европу приходится около 70%. Для «Тинькофф» нововведения некритичны, и он не будет ничего менять. Сбербанк от комментариев отказался.

Банки начисляют баллы и кэшбэки по любым операциям, при этом у многих есть специальные программы с повышенными бонусами для путешественников, говорит руководитель проектов Frank RG Анна Стогниенко. Доходы банков от операций по картам в Европе сократятся, но вряд ли они будут снижать выплаты по программам лояльности: конкуренция велика, а потребитель привык к большим кэшбэкам и бонусам, объясняет она, борьба за клиента превратилась в «рекламную гонку кэшбэков».

Читать ещё
Preloader more