Профучастников обяжут рассказывать о рисках финансовых продуктов

Брокеры, дилеры и УК должны будут информировать о рисках, расходах и отсутствии гарантии дохода
Профучастники должны будут информировать клиентов о характеристиках продукта, его рисках и расходах, которые может понести клиент
Профучастники должны будут информировать клиентов о характеристиках продукта, его рисках и расходах, которые может понести клиент / Евгений Разумный / Ведомости

Профучастников обяжут придерживаться стандарта продажи финансовых продуктов – проект документа разработали и опубликовали на своих сайтах Национальная финансовая ассоциация (НФА) и Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), в разработке также участвовал Центробанк.

Профучастники должны будут информировать клиентов о характеристиках продукта, его рисках и расходах, которые может понести клиент, следует из проекта. Кроме того, они будут обязаны предупредить, что инвестиции не застрахованы государством, а доход не гарантирован. Помимо этого, профучастники должны будут избегать советов клиентам по поводу того, насколько тот или иной инструмент соответствует интересам клиента. Предложения по стандарту принимаются до 30 августа, утвердить его планируется в сентябре 2019 г.

Стандарт придуман для борьбы с мисселингом – продажей одних финансовых продуктов под видом других, говорит президент НФА Василий Заблоцкий. Например, клиентам часто предлагают облигации, уверяя, что такие вложения застрахованы государством, но доход будет больше. Но клиент может ничего не заработать или же не вернуть вложенные деньги до погашения бондов, сетует он: «При перепродаже на бирже их стоимость может оказаться существенно меньше той, за которую бумаги приобретались изначально». Требования будут касаться брокеров, дилеров, доверительных управляющих, депозитариев, регистраторов и инвестсоветников.

В проекте стандарта выделено 12 сложных инструментов: это внебиржевые деривативы (форварды, опционы, свопы), субординированные, структурные облигации и проч. Предлагая эти продукты клиенту, профучастник обязан показать ему их паспорт (его разрабатывает он сам либо эмитент), в который будут входить описание инструмента, его риски, сведения об эмитенте и о том, защищен ли инструмент и можно ли досрочно вернуть инвестиции.

Эти инструменты наиболее рискованные и сложные для понимания, поясняет представитель НАУФОР. Просто проговорить риски недостаточно, нужна памятка, которая бы простыми словами объясняла, как они работают и какие последствия могут ждать инвестора, говорит он. Не исключено, что этот список будет впоследствии расширен, добавляет Заблоцкий.

Следить за тем, как профучастники соблюдают стандарт, будут СРО. Если компания его нарушит, СРО может ее оштрафовать или исключить из членов СРО, а тогда ей придется сдать лицензию профучастника, говорит представитель НАУФОР.

Далеко не все знают, как торговать такими инструментами, как форварды или структурные ноты, и поэтому профучастник должен давать разъяснения, признает начальник отдела инвестидей «БКС брокера» Нарек Авакян. Но большинство этих требований уже существует во внутренних регламентах крупных компаний: «Добросовестные игроки заинтересованы в повышении доверия к себе лично и к финансовым услугам вообще, поэтому нередко сами вводят регламент общения с клиентами». Поэтому стандарт не потребует от них дополнительных расходов.

Ничего сверхнового нет, согласен руководитель направления по взаимодействию с госорганами «Альфа капитала» Николай Швайковский: «Просто теперь они сведены вместе в форме стандарта, а это должно повысить доверие клиентов к отрасли». Но пока не ясно, как контролировать соблюдение стандарта всеми участниками при массовых продажах, замечает он.

Недобросовестные продажи затрагивают различные секторы финансового рынка, говорит представитель ЦБ. В 2018 г. регулятор предложил финансовым организациям использовать при продажах сценарии взаимодействия с потребителем, в которых предусмотрено максимально полное информирование об особенностях и рисках продукта, но не будет навязывания, напоминает он.

Профучастники должны будут информировать клиентов о характеристиках продукта, его рисках и расходах, которые может понести клиент