Розничное кредитование растет все медленней

Центральный банк охлаждает рынок
Банки увеличивают выдачу ипотеки и уменьшают – необеспеченных кредитов, сообщает ЦБ/ Евгений Разумный / Ведомости

Кредитование населения продолжает расти, но все медленней: в июле в месячном сопоставлении – только на 1,2%, всего кредитов выдано на 16,5 трлн руб., сообщил ЦБ. Замедление наблюдается третий месяц подряд: в июне рост составил 1,4%, в мае – 1,6%, в апреле – 2%.

Просроченная задолженность за июль увеличилась на те же 1,2%, но ее прирост сконцентрирован в небольшом числе банков, указывает ЦБ.

В годовом сопоставлении рост кредитования населения тоже слегка замедлился. За семь месяцев 2019 г. увеличение составило 11%, в то время как за тот же период 2018 г. – 11,6%.

Банки увеличивают выдачу ипотеки и уменьшают – необеспеченных кредитов, информирует ЦБ, но данных за июль не приводит. Это может быть отложенный эффект от мер, направленных на сдерживание роста необеспеченного кредитования и ипотечных кредитов с небольшим первым взносом, считает ЦБ.

Весь кредитный портфель банков едва вырос в июле – на 0,2% в месячном сопоставлении – и составляет теперь 50 трлн руб. (с учетом валютной переоценки). В июне рост был чуть быстрей – 0,6%. Прирост кредитования в основном обеспечил розничный сегмент, хотя кредитование замедляется и там, указывает ЦБ.

Действенные меры

Банк России с прошлого года начал вводить меры по замедлению роста необеспеченного кредитования, а также ипотеки с низким первоначальным взносом (менее 20%). С сентября он уже несколько раз повышал коэффициент риска по необеспеченным кредитам со ставкой 10–30% годовых, а также один раз – по ипотеке с низким первоначальным взносом. И на этом ЦБ не остановится – с 1 октября вводятся коэффициенты риска для кредитов со ставкой менее 10% (чем выше коэффициент риска по кредиту, тем больше капитала требуется банку), а также расчет показателя долговой нагрузки для заемщика (ПДН).

Лидер рынка, Сбербанк, призывал не бояться пузыря на рынке потребительского кредитования: оно растет, потому что растут зарплаты и снижаются ставки.

С мнением банка не согласен министр экономического развития Максим Орешкин: отношение платежа к доходам (PTI) выше 60% у трети заемщиков (данные ЦБ) и это ненормально.

ЦБ долго поэтапно действовал, чтобы охладить кредитную экспансию в потребительском сегменте – постепенно повышал коэффициенты риска, объясняет главный аналитик «БКС премьера» Антон Покатович. «С 1 октября калибр его инструментария увеличится, и весь набор позволит необеспеченному кредитованию замедляться и далее», – считает он.

Очевидные риски

Мы видим устойчиво высокий темп выдачи необеспеченных кредитов с начала 2019 г., отметили в Райффайзенбанке. В Промсвязьбанке также отметили устойчивый рост выдачи по розничным кредитам, как по необеспеченным, так и по ипотечным.

Кроме мер ЦБ сильно на замедление потребительского кредитования сейчас ничто не влияет, считает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Население бы продолжало брать кредиты, поскольку доходы растут слабо, а заимствования – это способ поддержать потребление, объясняет он: но такой рост привел бы к накоплению финансовых рисков среди домохозяйств.

Главный фактор замедления роста необеспеченного кредитования – ужесточение требований со стороны регулятора, согласна аналитик Moody’s Ольга Ульянова. Но оно вытекает из возрастающих рисков, очевидных и для самих банков, поэтому можно утверждать, что замедление отражает и более осторожную политику самих банков.

Ухудшение динамики кредитования населения – негативный фактор для роста ВВП, который в первом полугодии поддерживался преимущественно увеличением спроса со стороны домохозяйств, предупреждает директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов: последнее было связано с расширением кредитования. С другой стороны, охлаждение рынка потребкредитования расширяет пространство для снижения ключевой ставки ЦБ, считает он.

Рост потребкредитования плавно ускорялся с середины 2017 г., пик пришелся на середину 2019 г., рассказывает Долгин. Это было восстановлением после 2014 г., когда население сокращало нагрузку в ответ на финансовый шок. Подобный рост наблюдался и в 2011–2013 гг., продолжает экономист, но тогда он происходил на фоне заметного роста доходов и отражал уверенность в завтрашнем дне, а текущий кредитный цикл, напротив, происходит на фоне стагнации доходов.

Говорить о том, что в прошлом году был всплеск кредитования, не совсем верно, считает директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов: банки планомерно повышали закредитованность, поскольку она была недостаточной. Сейчас нужно быть аккуратными с теми ставками, которые у нас есть, считает Шибанов.