ЦБ не предусмотрел получения денег при возврате товара, оплаченного через СБП

Регулятор обещает доработать свою Систему быстрых платежей
Центробанк обещает доработать Систему быстрых платежей, чтобы можно было возвращать деньги
Центробанк обещает доработать Систему быстрых платежей, чтобы можно было возвращать деньги / Максим Стулов / Ведомости

Оплату по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП) тестирует несколько крупных магазинов, однако пока с помощью ее нельзя получить деньги назад в случае отказа от товара. СБП по задумке ее оператора, ЦБ, должна стать альтернативой более дорогому для торговцев приему платежей с помощью банковских карт. Пока она позволяет людям переводить деньги друг другу по номеру телефона. Следующий этап – оплата покупок в магазинах, ее тестируют «М.видео-Эльдорадо», Wildberries, «Детский мир», «220 вольт», re:Store и др.

Оплатить покупки с помощью СБП можно будет, отсканировав QR-код торговой точки через мобильное приложение банка. Покупателю надо будет ввести в приложении сумму – и его банк спишет со счета деньги и переведет на счет магазина. QR-код может быть динамическим, тогда сумму не придется вбивать вручную.

Конфигурация СБП сейчас не позволяет отменять операции и, соответственно, автоматически делать возврат средств, рассказывает работающий с СБП банкир. «Действительно, пока через СБП механизм возмещения средств за возвращенные товары не предусмотрен», – признает технический директор «Золотой короны» Андрей Надточий. Однако он не считает это серьезной проблемой: магазины могут совершить возврат другими способами, а в перспективе – перечислять деньги как отдельную операцию (пока в СБП компании не могут отправлять платежи физлицам. – «Ведомости»).

По картам возможен автоматический возврат средств, поскольку информация об операции хранится в процессинге обслуживающего торговую точку банка и при операции возврата он просто отменяет транзакцию, запись о которой у него сохранилась, объясняет замдиректора департамента электронного бизнеса МСБ Промсвязьбанка Никита Хомутов.

Сколько стоит платеж

ЦБ установил максимальные тарифы, которые обслуживающий торговую точку банк с 1 октября сможет с нее брать за проведение операции через СБП. Сейчас бизнес жалуется на слишком высокие для него комиссии за прием карт, от 1 до 3% (для магазинов с большими оборотами комиссии начинаются от 0,5%). Тариф зависит от типа предприятия и взимается в виде процента от суммы платежа:

Покупатель все равно обязан написать заявление на возврат, в нем можно указать реквизиты счета, предлагает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. В отличие от автоматического возврата по картам этот способ будет дольше ­– на перевод банки отводят до трех дней, обычно это занимает меньше суток, указывает он. Но для торговых точек это все равно лучше, «чем платить 2% за прием карт и еще 2% chargeback при возврате на карту», уверен Соколов.

Это вопрос доработок, и сложностей он не ждет: по сути, оплата через СБП – это перевод со счета клиента на счет продавца, а вернуть деньги можно обратным переводом – для этого СБП не требуется. В СБП не предусмотрен автоматический возврат, говорит Хомутов, но его банк перечисляет деньги иными способами, для этого компании достаточно запросить это через письмо в интернет- или мобильном банке.

Покупатели, как правило, рассчитывают получить деньги при возврате товара в том формате, в котором была оплачена покупка, и важно, чтобы СБП поддерживала все сценарии расчетов с покупателями, указывает представитель «М.видео-Эльдорадо». К тому же согласно указанию ЦБ продавец может отдать стоимость возвращенного товара из кассы наличными только в том случае, если товар был также оплачен наличными. Вопрос с возвратами в СБП лежит не в технической, а в законодательной плоскости, отмечает представитель «М.видео-Эльдорадо». На этапе пилота сеть будет использовать существующие механизмы возврата средств за товар, говорит ее представитель и надеется, что скоро появятся нормативные документы для возвратов через СБП.

Отсутствие функции возврата средств покупателям будет затруднять работу с СБП, считает вице-президент ВТБ Алексей Киричек, кроме того, потребуются дополнительные затраты на реализацию этой опции иными способами. ВТБ планирует предложить участникам процесса возврат денег с помощью перевода на карту клиента, рассказывает он, решение вопроса позволит быстрее расширить использование СБП. Функция возврата крайне важна для торговцев и Росбанк прорабатывает варианты решения этой задачи, в том числе за счет использования других средств платежа, говорит директор департамента организации комплексных корпоративных расчетов Виталий Анпилогов. У магазинов остается законное право вернуть средства другим способом, напоминает вице-президент «Открытия» Александр Дынин, а конфигурация возвратов в СБП еще нуждается в проработке.

Центробанк обещает доработать Систему быстрых платежей, чтобы можно было возвращать деньги

Представители ЦБ и Национальной системы платежных карт (НСПК; операционный центр СБП) обещают, что к массовому запуску оплаты покупок через СБП опция возврата средств появится. Изменений нормативных актов не потребуется, добавляет представитель регулятора. В ближайшее время функция возврата будет реализована, ее необходимость обсуждалась с НСПК еще на старте пилота, ждет представитель «Детского мира».