Россияне стали экономить на средствах контрацепции
Продажи презервативов в аптеках с начала года снизились более чем на 16%Продажи презервативов в российских аптечных сетях за семь месяцев этого года снизились в натуральном выражении на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. до 11,9 млн упаковок, подсчитала аналитическая компания DSM Group. По ее данным, падение было в каждом месяце за исключением марта, когда на фармрынке наблюдался ажиотажный спрос. Но для презервативов мартовский рост оказался не столь высоким (+4%), как для другой аптечной продукции, а уже в апреле спад составил 30% по сравнению с прошлым годом. Спрос на презервативы упал и в торговых сетях. С января по июль 2022 г. их продажи в натуральном выражении год к году сократились на 6,6%, подсчитали в NielsenIQ. Абсолютные цифры исследовательская компания не называет, аналитики тоже затруднились оценить количество проданной продукции.
В DSM Group одной из причин снижения спроса на традиционные средства контрацепции называют переориентацию потребителей на другие каналы продаж. Это подтверждают и данные сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace: она подсчитала, что с начала года жители России приобрели на крупнейших интернет-площадках – Wildberries и Ozon – в 3,4 раза презервативов больше, чем в прошлом году. Совокупно через них было реализовано 1,4 млн упаковок. Впрочем, такой рост не компенсирует падения продаж в аптеках и не меняет общей тенденции к снижению популярности презервативов.
С другой стороны, растут продажи альтернативных средств контрацепции. По данным DSM Group, за семь месяцев спрос на гормональные пероральные контрацептивы в аптеках вырос год к году на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 12 млн упаковок. На 8,5% увеличилось и число проданных средств для местного применения – вагинальных колец, суппозиториев, внутриматочных терапевтических систем и проч. – до 831 661 шт. Аналитики DSM Group обращают внимание, что последние три года эти категории, наоборот, показывали спад – на 3–5% ежегодно у противозачаточных таблеток и на 6–9,6% у контрацептивов местного применения.
Продажи таких средств будут расти и дальше, так как по сравнению с презервативами этот метод защиты экономически более выгоден, объясняет заведующий отделением амбулаторной гинекологии госпиталя на Мичуринском проспекте сети «Клиника Фомина» Дмитрий Гусев. К примеру, месячные траты на противозачаточные таблетки составляют 700–1500 руб. Аналогичная ситуация и с внутриматочными терапевтическими системами: они обойдутся пациенткам примерно в 233 руб. в месяц при сроках использования от трех до пяти лет, говорит Гусев. Для сравнения: упаковка презервативов Durex Classic (12 шт.) на сайте «Аптечной сети 36,6» стоит 1351 руб., у ритейлера «Лента» ее можно купить уже за 842 руб., а на маркетплейсе Wildberries – за 644 руб.
Фактор экономии в данной ситуации имеет место, но только для пар, ведущих регулярную половую жизнь, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В то же время, по его словам, высокий уровень стресса из-за пандемии коронавируса, перехода на удаленку, специальной военной операции на Украине и экономического кризиса негативно сказался на сексуальной активности россиян.
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов объясняет рост продаж более экономически выгодных средств контрацепции тем, что многие россиянки на фоне экономической неопределенности откладывают беременность на потом. О рисках сокращения рождаемости до 2024 г. в июле говорили и представители Минтруда России на заседании рабочей группы совета по стратегическому развитию и национальным проектам, писал РБК. Чиновники выделяли две основные причины ситуации: сокращение числа женщин в возрасте 20–29 лет и рост неопределенности на рынке труда.-