Срок ремонта автомобилей по ОСАГО может увеличиться

Страховщикам не хватает времени из-за проблем с поставками
Евгений Разумный / Ведомости

Власти предлагают увеличить срок ремонта автомобиля по ОСАГО с 30 до 45 дней. Такую рекомендацию комитет Совета Федерации по финансовой политике дал Минфину по итогам совещания на тему ОСАГО в начале месяца. Протокол, утвержденный 25 апреля, есть в распоряжении «Ведомостей». Обсуждение действительно ведется, сообщил представитель Российского союза автостраховщиков (РСА). В пресс-службах Минфина и ЦБ не ответили на запрос.

Совфед рекомендовал Минфину увеличить доступный период ремонта до 45 дней временно, но сколько продлится такое нововведение, в документе не уточняется. Если же автомобиль уже отремонтирован, а клиент не является «на передачу выполненных работ», эти дни учитываться не будут: нежелательно, чтобы граждане злоупотребляли таким правом. Помимо увеличения сроков ремонта сенаторы предложили ЦБ и РСА рассмотреть возможность обновлять единые справочники с ценами на запчасти при расчете стоимости ремонта чаще, чем раз в квартал, из-за их высокой волатильности.

У владельца поврежденного автомобиля по ОСАГО сейчас есть два варианта урегулирования: получить денежную выплату или натуральное возмещение в виде ремонта. После ДТП гражданин должен в течение пяти дней обратиться в страховую компанию, затем отправить автомобиль на осмотр или вызвать оценщика от страховщика. В случае нарушения сроков компания имеет право отказать в урегулировании случая. После проведения экспертизы ее оценку отправляют гражданину. С этого момента начинается отсчет срока – для натурального возмещения он не должен превышать 30 рабочих дней. Если этот период затягивается не по вине клиента, страховщик обязан выплатить неустойку в размере 0,5% от величины ущерба за каждый лишний день, следует из закона об ОСАГО.

Страховщикам не хватает времени

Но 30 дней для ремонта в условиях санкций недостаточно, признавал президент ВСС Евгений Уфимцев 4 апреля на совещании в Совфеде. Риск штрафа приводит к тому, что страховщики предпочитают выплаты (это для них менее выгодно) ремонту, констатировал Уфимцев. Другая проблема – даже те страховщики, которые продолжают сотрудничать со станциями технического обслуживания (СТО), вынуждены расторгать с ними договоры, продолжил он. Компании рискуют заплатить штраф, если СТО соглашается ремонтировать один автомобиль и отказывает в ремонте другому, из-за того что не успевает привезти запчасти, объяснял Уфимцев.

В «Росгосстрахе» количество заявленных и оплаченных требований по неустойке в этом году относительно 2021 г. выросло на 21%, в сравнении с 2022 г. – на 7,3%, рассказал директор департамента выплат Александр Казимов. Более чем в 50% случаев «Ингосстрах» вынужден менять форму возмещения с натуральной на денежную из-за невозможности уложиться в регламент, сетует директор департамента урегулирования убытков розничного бизнеса страховщика Максим Дмитриев. Относительно 2021 г. в прошлом году число вынужденных замен ремонта денежной выплатой выросло более чем в 3 раза, говорит он.

В среднем за год в ДТП попадает примерно 5% застрахованных по ОСАГО автомобилей, следует из мониторинга РСА, от этой доли в 2021 г. лишь 12% получили ремонт. Но из-за нехватки запчастей к концу 2022 г. доля ремонтов автомобилей по ОСАГО снизилась до 5%. Из-за роста денежного возмещения к декабрю средняя выплата по страховке достигла примерно 91 000 руб., что на 23% больше, чем в декабре 2021 г. В сегменте легковых автомобилей рост составил 17%.

Поможет ли автовладельцам

Увеличение срока улучшит ситуацию, но 45 дней может оказаться недостаточно для сложных ремонтов и ряда марок автомобилей с непростой логистикой поставки запчастей, замечает Дмитриев. Все случаи увеличения сроков ремонта рассматриваются в индивидуальном порядке. Кроме того, для стабилизации ситуации с ремонтом необходимо принимать решение о возможности использования б/у деталей, которые не влияют на безопасность движения, добавляет он. Об этой инициативе ранее писали «Ведомости». Представители ЦБ и Минфина тогда уверяли, что поддерживают такое предложение.

Идею поддерживают и автолюбители: для многих машин сроки поставки нетипичных деталей, как правило, составляют от двух недель и более, отмечает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Многие автовладельцы, которые пострадали в ДТП не по своей вине, готовы отдать транспортное средство в ремонт, а не делать его самостоятельно, объясняет он: проблемы с запчастями на рынке у всех одинаковые. И так клиенты потратят время не только на передачу машины в автосервис, но и на поиск деталей. Увеличение сроков решит проблему для 80% автовладельцев – 45 дней на получение запчастей для большинства машин вполне достаточно, считает Шкуматов. Но для владельцев премиальных авто, конечно, это проблему не решит – например, владельцы автомобилей Audi A6 еще недавно ожидали поставок лобовых стекол в течение шести месяцев. Конечно, страховщики в этих случаях будут делать денежные выплаты, чтобы не тратить ресурс на заказ деталей и одновременно платить неустойки, резюмирует Шкуматов.

До 45 дней

хотят увеличить срок ремонта автомобиля по ОСАГО. Из-за проблем с запчастями сроки ремонта поврежденных автомобилей выросли и страховщики не укладываются в нынешние 30 дней и вынуждены платить неустойку

Средняя стоимость автомобильных запчастей в последней версии справочников РСА, которую используют для расчета выплат по ОСАГО, выросла за 2022 г. на 19,5%. Но относительно цен от декабря стоимость автодеталей снизилась на 6,4% – в РСА это объясняли появлением новых каналов поставок. При общем тренде на понижение цен стоимость запчастей для ряда брендов выросла. Например, запчасти для автомобилей «ВАЗ» (LADA) в новых справочниках подорожали в среднем на 3,9%, для Chevrolet – на 5,1%, для Volvo – на 4%, а для Lifan – на 0,6%.

Относительно марта 2022 г. сильнее всего подорожали запчасти для иномарок. К примеру, дверь багажника автомобиля Nissan подорожала за год в среднем на 80%, передняя проводка шасси Mitsubishi – на 67%, фара для Hyundai – на 47%, а двери для автомобилей Kia теперь стоят дороже на 36–40%.

Представители «Согласия», «Альфастрахования», СОГАЗа, «РЕСО-гарантии», «Ренессанс страхования», «Сбербанк страхования» и ВСК не ответили на запрос.