Роскомнадзор расскажет интернет-магазинам о защите персональных данных

История с попаданием в свободный доступ данных о пользователях нескольких интернет-магазинов обеспокоила Роскомнадзор и Ассоциацию дистанционной торговли. Они создают технический совет, который расскажет интернет-магазинам, как защищать персональные данные

О создании техсовета шла речь на встрече замруководителя Роскомнадзора Романа Шередина и президента Ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, сообщил Роскомнадзор. В совет, состав которого может определиться сегодня, войдут чиновники, представители интернет-магазинов и ассоциации, также приглашения отправлены в «Яндекс» и Google, рассказал Иванов. Это будет коллегиальный орган, разрабатывающий для интернет-магазинов рекомендации по защите персональных данных пользователей. Магазинам, которые последуют этим рекомендациям, будет проще пройти добровольную сертификацию, которую ассоциация и привлеченные эксперты (их список уточняется) обещают начать осенью 2011 г.

При выдаче сертификата эксперты будут оценивать условия хранения персональных данных, списки сотрудников, имеющих доступ к ним, софт, который использует интернет-магазин, и др., рассказывает Иванов. Наличие у магазина сертификата сделает его аудиторию более лояльной и может способствовать росту продаж, считает он. Роскомнадзор участвовать в сертификации не будет, но идею поддерживает, говорит его представитель Михаил Воробьев.

Эта идея родилась после того, как выяснилось, что, приноровившись, в поисковиках (в частности, в «Яндексе» и Google) можно находить личные данные посетителей некоторых интернет-магазинов и даже информацию об их заказах. Таких магазинов, не охраняющих как следует персональные данные клиентов, Роскомнадзор выявил более 80.

«Яндекс» пока не получал предложения вступить в совет, но готов поделиться рекомендациями по поводу информационной безопасности, говорит его представитель Очир Манджиков. Получить комментарии в российском офисе Google вчера не удалось.

Крупнейший интернет-магазин рунета Ozon.ru не обсуждал с Ассоциацией дистанционной торговли сертификацию, говорит его представитель Михаил Осин, хотя сама идея отмечать «правильные», заботящиеся о клиентах интернет-магазины возникла давно. Но пользователи должны быть хорошо осведомлены об имеющемся у онлайн-магазина знаке качества, иначе от него будет мало толку, считает Осин. В Европе знаки качества интернет-продавцам присваивает саморегулируемая организация Trusted Shops, следящая за тем, как ее участники соблюдают стандарты и правила торговли, рассказывает представитель «Ютинет.ру» Михаил Ятковский. Но российские интернет-магазины крайне неохотно делятся информацией об обслуживании заказов, отмечает он.