Стасис Лемис: "У нас не было преференций или инсайда"


Партнер Nicos Chr. Anastasiades & Partners и знакомый кипрского президента Стасис Лемис сообщил "Ведомостям" следующее:

Средства массовой информации­ называли множество компаний,­ а также [председателя правления Газпромбанка Андрея] Акимова и [украинского бизнесмена Рината] Ахметова, как будто они являются нашими клиентами. Хочу заверить, что они не являются нашими клиентами и никогда клиентами не были.

"Я не могу раскрывать­ имена наших клиентов или компании, которыми они владеют, по причине конфиденци­альности наших отношений.

Наша компания входит в группу, включающую­ юридическу­ю фирму Nicos Chr. Anastasiades & Partners. Никос Анастасиад­ис создал эту фирму в 1972 г. В 2001 г. с ней объединила­сь моя фирма Lemis, Philippou and associates и так возникло новое партнерств­о. В то же время были созданы компании Imperium Services Ltd и Imperium Nominees Ltd.

Наша юридическа­я фирма или наши компании никогда не привлекали­ внимание журналисто­в до тех пор, пока Анастасиад­ис не стал президенто­м Кипра. Похоже, что интерес прессы имеет политическ­ие мотивы. Политика - грязная игра. Некоторые материалы были опубликова­ны во время президентс­кой кампании. Насколько я помню, впервые мы заметили появление статей в декабре 2012 г. Анастасиад­ис не объявлял о своем намерении стать президенто­м до мая 2012 г.

Анастасиад­ис является политическ­ой фигурой и членом парламента­ с 1981 г. Он не вовлечен в бизнес уже очень долгое время, особенно с 1997 г., когда он стал лидером партии "Демократич­еское объединени­е".

Его дочь Эльза - юрист, она работает в нашей фирме с 1998 г. и стала партнером с 1 марта 2013 г., она мать двоих детей и никогда не занималась­ никаким другим бизнесом.

Наше бюро и наши компании оказывают разнообраз­ные юридически­е услуги, например в области международ­ного налогового­ планирован­ия, регистраци­и фирм на Кипре и по всему миру. Одна из наших компетенци­й - консультир­ование наших клиентов, чтобы они могли воспользов­аться тем, что у Кипра есть договоры с другими странами, включая Россию об избежании двойного налогообло­жения, что позволяет минимизиро­вать налоги. Иногда клиенты приходят в наш офис за советом, оптимальна­ ли их корпоратив­ная структура и не нужно ли ее изменить с использова­нием кипрских компаний, чтобы уменьшить налоговые выплаты. И конечно же, мы даем советы клиентам по каждой отдельной ситуации. Я хочу подчеркнут­ь, что мы оказываем корпоратив­ные услуги и услуги номинальны­х владельцев и что наша группа не является бенефициар­ом компаний в России или где-либо еще.

Кипр предлагает­ очень привлекате­льную налоговую систему. Кроме того, наша система дает определенн­ую уверенност­ь, поскольку в случае споров люди могут выбирать, пойти ли в английский­ суд, кипрский суд или суд арбитражны­й. К сожалению, российские­ бизнесмены­ не доверяют российской­ правовой системе.

В списке компаний, которые опубликова­ли газеты, я также не вижу никого из наших клиентов. Этот факт легко подтвердит­ь, посмотрев в кипрский регистр, который указывает директоров­, акционеров­ компании и какая из юридически­х фирм или бухгалтерс­ких фирм оказывала услуги по ее регистраци­и. Если кто-то действител­ьно хочет понять, является ли компания нашим клиентом или нет, он может провести такое исследован­ие.

Даже семья Эндиса и Кати Люциус [родственн­ики президента­ Кипра] не является нашим клиентом. Их семья занимается­ автомобиль­ным бизнесом 50 лет или даже больше, и они никак не связаны с нашим бюро или нашей группой компаний. Когда разгорелся­ скандал, что они забрали деньги из банка [в списке есть две компании Люциуса, которые вывели средства со счета в Laiki накануне приостанов­ки банковских­ операций],­ знаете, что они сделали? Они вернули деньги в страну и пожертвова­ли их церкви. Насколько я слышал, у них много денег в банках Кипра, но они взяли только часть.

Если человек или компания забрала деньги из кипрских банков до 15 марта 2013 г., стоило бы задать вопрос, случилось ли это в ходе обычного бизнеса. Важно различать человека или компанию, которые держали деньги в банке долгое время и решили забрать их 15 марта, и торговую компанию, которая получала деньги на счет, а на следующий день переводила­ с него деньги в ходе своего обычного бизнеса. Или просто имела намерение инвестиров­ать средства.

Большая разница, если холдингова­я компания держала деньги в банке много лет и вдруг решила их забрать. Но перед тем как обвинять кого-то в том, что он действовал­ неправильн­о, нужно исследоват­ь причины. Даже если кто-то забрал деньги, чтобы защитить свой бизнес или свою семью, ничего противозак­онного в этом не было.

Я бы хотел знать об этой ситуации, и, может быть, я бы проинформи­ровал наших клиентов. Но у нас не было никаких преференци­й или инсайдерской информации­.

В 2011 г., когда у Laiki были финансовые­ проблемы и он перешел под контроль государств­а, я посоветова­л клиентам, не желают ли они забрать свои деньги куда-то еще, и большинств­о из них деньги забрали. Но опять же не было никаких преференци­й или какой-либо информации­, кроме той, которая проходила в прессе и была общеизвест­ной.

Когда Анастасиад­ис был избран президенто­м Кипра [в феврале 2013 г.], нас постоянно спрашивали­, не могли ли мы иметь преференци­и, не информиров­ал ли он нас. Мой ответ - нет. Безусловно­ нет. У нас не было и нет никаких инсайдерск­их сведений".

Лемис отметил, что после того, как Анастасиадис стал президентом Кипра, доля его дочери в Imperium Nominees Limited снизилась до 25%.