Расследование: Какие документы всплыли в резиденции Януковича

Описаны схемы, по которым привлекались и расходовались средства на «Межигорье»

Отряд протестующих захватил «Межигорье» утром 22 февраля. Уже во второй половине дня любой желающий мог попасть в усадьбу на экскурсию. И осмотреть все 140 га, занимаемые поместьем в селе Новые Петровицы под Киевом на берегу водохранилища, включая причал для яхт, конный клуб, тир и теннисный корт.

Приехавшие в «Межигорье» журналисты среди прочего обнаружили много документов. Те были не в лучшем состоянии, по большей части плавая в водохранилище. «На территории мы нашли кострище - там перед побегом сжигали документы, а некоторые плавающие в воде бумаги были обгоревшими, - рассказывает журналист Олег Хоменок. - При помощи дайверов выловили около 160-170 папок. В целом там 30 000-40 000 страниц документов. Работали 24 часа в сутки. Сначала разложили их в ангаре для яхт, а потом перенесли бумаги в гостевой домик. Для сушки документов нам прислали две тепловые пушки, но оказалось, что в домике есть сауна и пол с подогревом, и документы сушили там».

Хоменок стал координатором проекта Yanukovychleaks.org, объединившего полтора десятка журналистов с целью разобрать бумаги, отсканировать их и выложить на сайт.

Документы еще предстоит изучить, но, по словам Хоменка, они показывают, по каким схемам привлекались и расходовались средства на резиденцию Януковича, в том числе, возможно, и через благотворительные фонды.

Некоторые благотворительные фонды могли быть связаны с обитателями резиденции. К примеру, среди выловленных бумаг есть письмо Всеукраинского благотворительного фонда «Дорога будущего», основанного Любовью Полежай, которую украинские СМИ считают близкой Януковичу. В письме от 20 июня 2011 г. фонд просит у российского Сбербанка $3 млн «на уставную деятельность». На основании этого документа никаких денежных перечислений не производилось, сообщил «Ведомостям» представитель Сбербанка. В самом фонде в пятницу вечером не смогли прокомментировать письмо.

Янукович рассказал на пресс-конференции в Ростове-на-Дону, что, хотя еще бывшие президенты страны Леонид Кучма и Виктор Ющенко своими указами передавали ему «Межигорье» в вечное пользование, он выкупил дом в 620 кв. м и 1,7 га земли под ним: «Я живу в этом доме с 1999 г. После того как на меня было покушение в гостинице «Национальная», президент Кучма предложил мне останавливаться, когда я приезжаю в Киев, на закрытой территории... Когда пришла власть новая, они попытались опять меня выселять из этого дома. Но в итоге поступило предложение, чтобы я его купил... Я продал все, что у меня было в наличии в то время, и заплатил $3,2 млн...» Часть других помещений Янукович, по его словам, арендовал, а остальное в «Межигорье» принадлежит иностранным компаниям.

Регистрационные данные показывают, что, как об этом писала украинская пресса, эти фирмы связаны с приближенными Януковича. «Межигорьем» владеет украинское ООО «Танталит», а еще одно место отдыха Януковича рядом с резиденцией - охотничьи угодья «Сухолучье» принадлежат ООО «Дом лесника».

Первая фирма до сентября 2013 г. была в собственности британской Blythe (Europe) Ltd, а затем ее выкупил брат бывшего главы администрации президента Украины Андрея Клюева - Сергей Клюев, бывший депутат от Партии регионов. Вторая принадлежит британской же Astute Partners Ltd. Обеими компаниями управляет австрийский гражданин Рейнхард Прокш - профессиональный управляющий из Лихтенштейна. Еще Прокш значился директором лихтенштейнской LADA Holding Anstalt, которая владеет домом сына бывшего премьера Украины Николая Азарова - Алексея в Вене.

Янукович отрицает, что у него были активы, кроме дома и земли в «Межигорье»: «У меня никогда не было счетов за рубежом». Но там эти активы ищут. Федеральный совет Швейцарии 26 февраля предписал заморозить активы 20 украинских граждан, в том числе Януковича и его сына Александра, Азарова и Клюевых, бывших генпрокурора Виктора Пшонки, руководителя нацбанка Сергея Арбузова, главы МВД Виталия Захарченко. МИД Австрии 28 февраля объявил, что по требованию Киева заблокирует счета 18 граждан Украины. Их имена не названы.