Политика
Бесплатный
Бэла Ляув
Статья опубликована в № 3636 от 23.07.2014 под заголовком: Начальника метро ссадили с поезда

Трагедия в московском метро стоила должности его руководителю Ивану Беседину

Трагедия в московском метро стоила должности его руководителю Ивану Беседину. Ему не хватало самостоятельности, говорят коллеги. Будет ли она у его преемника Дмитрия Пегова, неясно
Д.Абрамов / Ведомости

Вчера мэр Москвы Сергей Собянин объявил об отставке руководителя Московского метрополитена Ивана Беседина, связав это решение с недавней катастрофой на Арбатско-Покровской линии. За последние годы в метрополитене проведена «большая работа по обновлению подвижного состава, по улучшению инфраструктуры», признал Собянин, но трагедия, которая произошла на прошлой неделе, все эти достижения перечеркнула.

15 июля в утренний час пик на перегоне между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» сошли с рельсов три вагона поезда, один из них врезался в стену тоннеля. Погибло 22 человека, пострадало более 270, больше 150 было госпитализировано. Эта катастрофа стала самой тяжелой в истории московского метро по количеству человеческих жертв из всех аварий, не связанных с терактами.

В тот день, когда произошла трагедия, Беседин как раз ушел в отпуск, и в Москву он вернулся только к вечеру, когда уже полным ходом шло расследование случившегося. А несколько дней спустя, 20 июля, Собянин сообщил, что причина катастрофы не в технических неполадках, а в недостатке дисциплины у отдельных сотрудников подземки, и пообещал кадровые перестановки (см. врез).

Люди из окружения Беседина до последнего момента были уверены, что он сохранит должность, признаются несколько человек, близких к бывшему руководителю метрополитена. Сам Беседин, впрочем, сказал вчера агентству ИТАР-ТАСС, что ушел в отставку по собственной инициативе, так как чувствует личную ответственность за катастрофу на синей ветке: «Мной было принято решение об отставке. Лично осознавая свою ответственность за произошедшее несчастье, считаю правильным оставить пост руководителя метрополитена». Эта авария создала колоссальные репутационные риски для самого Собянина, а он такие вещи не прощает, добавляет один из московских чиновников.

Беседин возглавил Московский метрополитен в феврале 2011 г., а до этого руководил Калининградской железной дорогой. Общение с московскими чиновниками оказалось для него сложной задачей: такой самостоятельности, как у его предшественника Дмитрия Гаева, у Беседина не было, рассказывает близкий к нему человек. Гаев подчинялся напрямую мэру; Беседин пытался было работать так же, но его непосредственный руководитель - вице-мэр Максим Ликсутов очень быстро это пресек, продолжает собеседник «Ведомостей». Московский метрополитен - сложнейшая система, его руководителю важно уметь принимать быстрые решения, но Беседину приходилось согласовывать их с вышестоящим руководством. Например, метрополитен обязан согласовывать с департаментами транспорта и имущества Москвы все сделки стоимостью свыше 5 млн руб. В масштабах метрополитена, оборот которого составляет десятки миллиардов рублей в год, это копейки, рассуждает источник «Ведомостей». Но даже такие сделки могли не одобряться по 5-6 месяцев, а инвестиции в модернизацию инфраструктуры необходимо делать постоянно, указывает он.

Получить комментарии Ликсутова по этому вопросу не удалось.

У Беседина сложилась репутация человека, при котором в московской подземке участились аварии и ЧП, но на деле технических сбоев стало меньше, чем при Гаеве: просто раньше не про все аварии становилось известно, а теперь появились социальные сети и скрывать информацию стало сложнее, говорит близкий к метрополитену человек.

Другой собеседник «Ведомостей» обращает внимание на то, что инфраструктура московского метро не обновлялась десятки лет и уровень ее износа уже близок к критическому. Какие средства тратятся на модернизацию и ремонт метро, Московский метрополитен уже давно не раскрывает. Сам же Беседин в интервью «Ведомостям» сетовал, что провозная и пропускная способность 8 линий из 12 полностью исчерпана, перегрузка на многих участках линий в часы пик достигает от 10 до 40%, а на основных пересадочных узлах сверхнормативный поток подчас превышает 40%.

Теперь груз этих нерешенных проблем ложится на нового начальника метрополитена Дмитрия Пегова, который, как и Беседин в свое время, работал в структурах РЖД - занимал должность гендиректора дирекции скоростного сообщения. Собянин представил его как человека с большим опытом руководящей работы, прошедшего полный путь от помощника машиниста до руководителя одного из самых перспективных направлений в области железных дорог. Перед Пеговым, по словам мэра, поставлена сложная задача - «вернуть доверие москвичей к работе метрополитена, сделать эту работу максимально открытой» и доказать, что «московский метрополитен по-прежнему является самым безопасным и надежным транспортом в мире».

Пегов отвечал за работу «Сапсанов», которые за четыре с половиной года своего существования перевезли пассажиров меньше, чем московское метро перевозит за одни сутки, - масштабы несопоставимые, комментирует гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. «Ему действительно предстоит нелегкая задача: все проверить, довести до нашего сведения результаты расследования и, наконец, открыться. Управлять непрозрачной структурой и ему будет сложно», - убежден он. Пегов - человек исполнительный и рассудительный, в один голос говорят его коллеги, опрошенные «Ведомостями».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать