Премию Кандинского получил Владимир Захаров

Премию Кандинского за 2009 год вручили в «Барвиха Luxury Village», рассуждая о концептуализме и ругая капитализм
С.Николаев

Самая щедрая (40 000 евро) отечественная награда в современном искусстве досталась концептуалисту Вадиму Захарову за «Гарнитур святого Себастьяна возле кипящей овсяной каши». Эта сложносочиненная инсталляция понравилась международному жюри больше, чем попавшие в шорт-лист «Проект года» тоже умные и зрелищные, но еще веселые и бодрые работы – красивый деревянный «Большой адронный коллайдер» Николая Полисского и рисованная антиутопия «Город Россия» Павла Пепперштейна.

Из молодых художников наградили Евгения Антуфьева из Тувы за художественные тотемы «Объекты защиты» (10 000 евро). В разделе медиаарта премию (10 000 евро) присудили проекту «Крити-поп» – забавные электронные игрушки для взрослых, почему-то обличающие общество потребления, – Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина.

В отличие от прошлого года скандалы в шорт-листы заложены не были, так что публика ждала церемонии вручения – предыдущая сама стала произведением современного искусства, большим перформансом.

На этот раз «Кандинского» вручали в Барвихе. Гостей из города туда везли на специальной электричке, местные добирались своим ходом, аншлага в зале не случилось. Церемония была выдержана в классической традиции – знаменитости и начальники в сельском клубе.

Началась она выступлением Леонида Парфенова, показавшего свои видеоролики о русском искусстве. Потом долгую лекцию о современном искусстве прочел куратор Роберт Сторр, уделив в ней так много внимания Ольге Чернышевой, что казалось – и ей что-то вручат. Член жюри Вэллери Хиллингс, вот уже три года с удовольствием (судя по многократным благодарностям учредителю премии Шалве Бреусу) рассуживающая русское искусство, художникам велела творить, критикам – продолжать писать, кураторам – делать выставки. Еще очень долго от имени и по поручению дуэта «Крити-поп» ругала капитализм неизвестная девушка. Только один из вручантов – тонко чувствующий ситуацию Олег Кулик справился с ролью почти молча и, лишь покидая сцену, коротко выразил несогласие с поклонниками концептуализма.