Россияне не отказали себе в поездках за границу

Россияне не стали отказываться от поездок за границу на Новый год: большинство компаний рапортуют, что продали не меньше путевок, чем в прошлом году. Но заработал турбизнес в среднем на 30% меньше из-за желания клиентов сэкономить
Reuters

В целом Новый год прошел неплохо», – заявил вчера замруководителя Ростуризма Александр Радьков. По его данным, праздник даже позволил туркомпаниям восстановить докризисные позиции по ряду направлений. Как сказал вице-премьер Сергей Иванов на заседании президиума правительства 11 января, с 26 декабря 2009 г. по 10 января 2010 г. из России вылетел 1321 чартерный рейс – это даже на 38% больше, чем в прошлом году.

«Туризм в России скорее жив, чем мертв», – согласна Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ). Хотя спрос на путевки в целом по стране снизился по сравнению с прошлым годом на 25–30%, для туркомпаний это не стало ударом: они скорректировали программы бронирования отелей и чартеров с учетом предполагаемого падения, добавляет она.

Радьков отмечает, что в этот Новый год спрос на туры в Юго-Восточную Азию, Доминикану и Египет повысился. Спрос на Египет вырос на 5–10%, на Таиланд – на 50–80%, приводит он пример. «У нас продажи туров в Таиланд выросли более чем на 50%, но объясняется это тем, что в конце прошлого года продажи почти остановились из-за политических беспорядков в Бангкоке», – объясняет президент одного из крупнейших российских туроператоров, компании «Натали турс», Владимир Воробьев. Большим спросом пользовались дешевые отели «3–4 звезды» в Паттайе, добавляет он.

В целом у «Натали турс» продажи туров на праздники остались на уровне прошлого года, констатирует Воробьев. Сохранились на прошлогоднем уровне продажи и у другого крупного оператора – группы компаний «Вип сервис / Инна тур», говорит ее коммерческий директор Дмитрий Горин. «Но в деньгах снижение значительное», – отмечает он. Людмила Пучкова, президент «Ланта тур вояжа», оценивает падение объема продаж своей компании в денежном выражении на 30–35%. Это соответствует рынку, говорит она. На 30% к докризисным показателям упали продажи и у туроператора «Спутник-Гермес Самара», сетует его гендиректор Наталья Денисова. «Но если в начале 2009 г. мы были в шоке от происходящего, то сейчас уже адаптировались к реальностям и поняли, что спрос определяется не туристическим направлением, а ценой», – говорит она.

По мнению Горина, сезон вытянули горнолыжные направления, популярность которых не упала. Но предпочтения клиентов изменились: вместо отеля они хотят поселиться в апартаментах, вмещающих сразу несколько семей. Ранее семья из четырех человек была готова платить за недельный отдых в отеле «4–5 звезд» на горнолыжном европейском курорте 8000 евро, а сейчас они покупали «2–3 звезды» за 5000 евро, рассказывает топ-менеджер.

Самым популярным новогодним направлением уже много лет остается Египет, продолжает Рабсон Мамедов, генеральный директор TUI Mostravel Russia. В его компании продажи тоже остались на прежнем уровне, а сейчас даже выросли, потому что стоимость туров упала в два раза: на Новый год – 2010 средняя цена недели в Египте превышала $1000 на человека, а после праздников можно уехать за $500.

«Фактор цены для российского туриста стал номером один. Спрос на самые дешевые отели вырос в разы», – признает Пучкова из «Ланта тур вояжа». По этой причине провалились продажи туров в ОАЭ: путевка на Новый год обошлась бы в $3000, рассказывает она.

Но в регионах есть туркомпании, для которых этот сезон прошел лучше прошлогоднего по всем показателям. «В 2009 г. у нас улетело на отдых почти столько же людей, как и в 2007 г.», – радуется гендиректор ростовской туркомпании «Розовый слон» Александр Мкртчан. У петербургского оператора «Пегас туристик» продажи выросли на 40–45%, утверждает его гендиректор Мария Бакерина. «Туристы охотно покупали путевки в Египет, Таиланд, Доминикану и все, что связано с пляжным отдыхом», – вторит коммерческий директор петербургской турфирмы «Вест тревел» Сергей Хохлов. «Продажи заграничных туров в новогодние праздники выросли на 20%, мест не хватало», – утверждает генеральный директор новосибирской турфирмы «Олимпия-Райзен-Сибирь» Виктор Данн.