Производители товаров премиум-класса опасаются снижения спроса в России


По мере того, как российские олигархи боролись с призраками банкротства после краха на фондовых биржах в 2008-2009 гг., владельцы галерей искусства, модных марок, продавцы элитных яхт и швейцарских часов задерживали дыхание, опасаясь будущего. Жесткой проверке подвергались самые основы существования этих компаний, которые Ив Карсель, глава Louis Vuitton когда-то выразил фразой: «этот вопрос желания, а не денег», пишет Financial Times в своей обзорной статье.

С момента, когда в России закончилась коммунистическая эпоха, российский рынок люксовых товаров был одним из самых быстрорастущих в мире. Российские олигархи помогали наращивать продажи всего, начиная от дорогих вещей и шампанского и заканчивая тропическими островами, дворцами 16 века и картинами Дэмьена Херста. Так продолжалось два десятилетия, но в результате финансового кризиса бум мог закончиться.

По словам Романа Терехова, главы пресс-службы фирмы-производителя косметики и парфюмерии Coty, «кризис отбросил нас на два года». Продажи большей части известнейших брендов снизились в России на 20-25%. «И это еще не вся история. Многие продавцы вынуждены предлагать большие скидки, чтобы удержать свою долю на рынке», - говорит Терехов.

Еще в 2008 г. доля потребительского сектора в ВВП составляла 48%. Причем значительная часть этой доли составляли продажи продуктов премиум-класса, что не укрылось от их производителей. Так, Porsche в 2008 г. продал в России больше автомобилей, чем в США, говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса. По словам Терехова, Россия была одним из пяти крупнейших рынков по продажам.

Но теперь именно товары премиум-класса стали тем сектором, в котором россияне стремительно сокращают потребление. По данным исследования Boston Consulting Group, хуже всего придется продавцам модных аксессуаров и путешествий. Так, 42% опрошенных заявили, что сократят траты на модные аксессуары, а 51% планирует урезать расходы на путешествия.

В прошлом году 34% россиян сообщали, что могут начать покупать вещи более низкого качества или менее известных брендов. Хотя светлые моменты есть: так, только 16% опрошенных собираются экономить на парфюмерии, только 7% готовы сокращать траты на шоколад.

Некоторые опытные продавцы вообще не видят причин для беспокойства.

Представитель итальянского производителя изделий из меха Onderfur Ирина Парижская заявила, что с точки зрения ее компании, прогноз очень позитивный. «В России шуба – это необходимость для того, чтобы быть принятой в обществе, поэтому у нас здесь всегда будет стабильный рынок», - убеждена Парижская.

Многие ритейлеры любят российских клиентов не только за их невероятные доходы, но еще и за их непридирчивость. «Российские покупатели обычно не задают много вопросов о том, что они покупают. Им или нравится вещь, или нет. Они приходят с женой или подругой, она указывает на что-то, мужчина это покупает без вопросов. Все очень просто», - говорит Парижская.

Впрочем, для компаний, обеспокоенных сохранением своей доли рынка есть несколько вещей, о которых стоит помнить. «Ключевой момент – русский покупатель всегда хочет чего-то отличающегося», - говорит Александр Миронов, основатель Mironoff Hi-End Banya, компании, занимающейся производством саун и паровых бань. К примеру, в парные он устанавливает «реактор», который подогревает пар. «Это не настоящий ядерный реактор, но он помогает в маркетинге», - признает Миронов.