Мэтт Дэймон и Пол Гринграсс разоблачили Пентагон

Алё, это Пентагон? В Голливуде на вас опять компромат. Насчет грязных делишек в Ираке. Снял Пол Гринграсс, играет Мэтт Дэймон, фильм называется «Зеленая зона» (Green Zone; в российском прокате – «Не брать живым», чтоб никто не догадался)

Героя Мэтта Дэймона на этот раз зовут Рой Миллер, воинское звание – лейтенант. Но всем, кто регулярно смотрит голливудские боевики, понятно, что это просто новое кодовое имя суперагента Джейсона Борна, про которого Дэймон и режиссер Пол Гринграсс сделали вместе два фильма («Превосходство Борна» и «Ультиматум Борна»).

Борн, хоть и с провалами в памяти, всегда был кем-то вроде американского Данилы Багрова (сравнение приклеилось еще после первой части трилогии). Лейтенант Миллер такой же. В чем сила, лейтенант? Не в деньгах, а в правде. В «Зеленой зоне» есть момент, когда Миллеру дают рюкзак с миллионом долларов (кажется, даже без расписки) для серьезных переговоров с ударившимся в бега иракским генералом. Еще раз: лейтенанту! Миллион! Такой уж парень этот Миллер, вызывает доверие: понятно, что или разыщет генерала, или все до цента принесет назад. У цэрэушника (Брендан Глисон), который выдал наличные, лицо тоже непротокольное, опухшее и помятое: с таким можно иметь дело. А вот с хлыщом из военной разведки (Грег Киннир) – нельзя: деловой костюм, очки, глазки бегают, во рту патриотические клише. И про спецназовца, делающего за него грязную работу, тоже сразу ясно, что мерзавец: по усам видно.

При такой внятной физиогномике совершенно не важно, в чем конфликт, но Гринграсс, экранизировавший книгу бывшего шефа багдадского бюро Washington Post, добросовестно объясняет. Полфильма лейтенант Миллер напрасно ищет следы производства оружия массового поражения, еще полфильма – генерала, который якобы об этом оружии рассказал, из-за чего США и вторглись в Ирак.

Публицистический посыл донельзя очевиден (Пентагон попросту придумал повод для войны). Но у техничного режиссера Гринграсса даже публицистика выглядит хичкоковским «макгаффином» – формальной штукой, двигающей сюжет. Если несуществующее оружие – повод для того, чтобы американские войска начали вторжение, то выяснение, что никакого оружия не было, – повод для того, чтобы в очень эффектной и модной репортажной манере снять, как Мэтт Дэймон бегает по иракским развалинам, а тем временем армейское начальство жирует в безопасной «зеленой зоне» Багдада, которая выглядит посреди разрухи как вклеенная в хронику уличных боев реклама мартини.

Иракская тема провоцирует на сравнения «Зеленой зоны» с только что получившим шесть «Оскаров» «Повелителем бури» (The Hurt Locker). Но разница между фильмами очень простая: у Гринграсса получился военный боевик, Кэтрин Бигелоу на том же материале сумела сделать искусство. Да и в тротиловом эквиваленте The Hurt Locker намного мощнее.