Московский кинофестиваль открыла гора сентиментального хлама
Фильм Клода Лелуша «Женщина и мужчины» не украсил открытие Московского кинофестиваля. Конкурс начался вяло. А румынское кино оказалось русским народным, но про дирижера из Большого театраЛелуш пытается рассказать большую историю с эпическим размахом, поэтическим мелодраматизмом, симфонической музыкой и навязчивой водевильностью. То, что он любил всю свою творческую жизнь, в «Женщине и мужчинах» собрано в гору сентиментального хлама, организованную так, что временами кажется, будто смотришь черновую версию монтажа.
Героиня по имени Ильва живет в оккупированном немцами Париже. Ее первым мужчиной, попавшим в кадр, был молодой французский патриот. Его сменил фашистский офицер. Потом в порядке исторической очереди появились два американца – белый богач и черный боксер. А за ними, когда Ильва угодила под суд, последовал успешный французский адвокат, с которым она жила долго и счастливо, но уже за кадром. Возвышенный Лелуш говорит нам: это все любовь, остальное пустяки. Мы же видим гражданку, которая всегда устраивалась наилучшим образом. Можно даже решить, что метафорически режиссер изобразил саму Францию.
Конкурс начался с канадской картины «Коул» про парня с бензоколонки, мечтающего стать писателем. Талант вроде есть, мешают обстоятельства: надо присматривать за матерью, которая не в себе, и помогать сестре, у которой двое детей и часто распускающий руки быдловатый муж. С другой стороны, все идет в дело: Коул описывает жизнь родных и знакомых в рассказах, которые приносит на литературные курсы, где влюбляется в темнокожую девушку из богатой семьи. Кино не раздражающее, но шанс сделать что-то интереснее тривиальной мелодрамы про выбор между долгом и мечтой режиссер Карл Бессаи упускает, а он был: в реакциях друзей и соседей на то, как они выглядят в текстах начинающего писателя, прятался сюжет куда занятнее рассказанного.
Ну да ладно, все равно удивительное рядом: представленный в программе гала-премьер фильм румынского режиссера Раду Михайляну «Концерт» из разряда «так не бывает». Страны-производители: Франция, Румыния, Бельгия, Италия, Россия. Актеры в основном наши. Плюс французы и почти наш румын Влад Иванов, недавно сыгравший в «Счастье моем» Сергея Лозницы. С первых же кадров «Концерта» придется забыть все, что вы знали о новом румынском кино – тягучем, натуралистичном и экзистенциальном. Раду Михайляну выдал такую цыганщину с оркестром и слезой, после которой могут разом застрелиться Никита Михалков, Павел Лунгин и Дмитрий Астрахан.
Алексей Гуськов играет дирижера, чью карьеру погубил брежневский режим. Теперь он работает в Большом театре уборщиком и, вытирая директорский стол, случайно принимает факс с приглашением выступить в Париже. Дальше – ой, нет, держите нас восемь человек! – герой собирает бывших оркестрантов, зарабатывающих на жизнь кто чем может, от извоза до озвучки порнофильмов. Когда колоритная компания отправляется во Францию, в дело с подкупающим размахом идут самые забубенные легенды и мифы из арсенала народного кино по-русски. Тут, как на «Черкизоне» в лучшие годы, можно найти все: старых коммунистов, тупых олигархов, трогательных евреев-спекулянтов, цыган, штампующих шенгенские визы прямо в «Шереметьево», детей в футляре от виолончели и т. д. Главное – умение русских (даже если они евреи) профукать всю жизнь, упиться в зюзю, но гениально сыграть Чайковского без репетиции.
И тогда наверняка вдруг запляшут гопака и французик запиликает на скрипке.