Трехмерный римейк знаменитого фильма о переселении жаб говорит о миграции

Документальный фильм «Тростниковые жабы: оккупация 3D» (Cane Toads: The Conquest) может служить универсальной метафорой отношений с мигрантами
Каравелла-DDC

История тростниковых жаб настолько знаменита, что ее использовали даже в одной из серий «Симпсонов»: хулиганистый маленький Барт, несмотря на предупреждения о хрупкости изолированных экосистем, тайком провез в Австралию пару жаб, которые чудовищно размножились и захватили весь континент. В финале мультфильма Америку ждал ответный удар: Симпсоны летели домой, а на шасси самолета висела и ухмылялась коала.

Известно, что тростниковых жаб завезли в Австралию с Гавайских островов для борьбы с тростниковым жуком, ставшим в 1990-х чумой для сахарных плантаций. Жабы совершенно не заинтересовались жуками, но в Австралии им очень понравилось. И остальному населению континента пришлось с этим считаться.

«Оккупация» – отчасти продолжение, отчасти трехмерный ремейк фильма «Тростниковые жабы: неестественная история», снятого Марком Льюисом в 1998 г. Но актуальным его делают не модные технологии, а новый контекст. Понятно, что жабы (особенно в 3D) существа бесконечно занятные, но фильм Марка Льюиса читается сегодня как сюжет не столько о вторжении, сколько об обороне, которую держат люди. А это едва ли не самая актуальная тема современного кинематографа. Мы и они. Их много. Они другие. С ними надо как-то жить. Об этом снимаются социальные драмы и фантастические триллеры, все больше тяготеющие к документальной стилистике («Район № 9»). Но Льюис нашел идеального Другого, на примере которого удобно исследовать самые разнообразные формы контакта.

Во-первых, убийство. В этом смысле жители Австралии чрезвычайно изобретательны. Они протыкают жаб острыми предметами. Ставят на них ловушки. Давят их колесами на шоссе (таксист рассказывает, что поначалу не всегда попадал, но опыт – великое дело). Засовывают в морозилку (изобретательница метода называет это «путешествием на Аляску»).

Во-вторых, реклама и коммерция. Художник выстраивает из жабьих чучел многофигурные жанровые сцены и откармливает жабу тараканами, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Памятник жабе привлекает туристов. Постепенно жаба занимает почетное место не только в списке национальных угроз, но и в ряду национальных символов.

В-третьих, удовольствие. Первыми об этом догадались собаки. Вообще-то тростниковая жаба ядовита. Если съесть ее целиком, подыхает даже крокодил. Но если вылизать, можно улететь, как от ЛСД. Пресс-релиз фильма слегка преувеличивает, обещая, что вы увидите мир с точки зрения жабы, но взгляд галлюцинирующей собаки, надо признать, тоже нетривиален.