Статья опубликована в № 2716 от 20.10.2010 под заголовком: Листы счастья

В Пушкинском музее – два частных собрания графики

Пушкинский музей открыл две графические выставки – гравюры из семейного собрания Басниных и архитектурные рисунки из коллекции Сергея Чобана
Лука Лейденский. Давид, играющий на арфе перед Саулом. 1508 г.

Василий Николаевич Баснин происходил из известной с XVIII века сибирской купеческой династии. Любознательный и деятельный, покидая в середине позапрошлого века родной Иркутск, он оставил городу ботанический сад, духовной семинарии – уникальную библиотеку, а собрание гравюр увез с собой в Москву.

Его сын Николай Васильевич был юристом и страстным любителем искусства, он умножил отцовскую коллекцию и довел ее до музейного уровня, почти идеального. После революции и смерти Николая Васильевича коллекция перешла государству, и теперь ее 8000 листов составляют существенную часть фонда графики Пушкинского музея.

Выставку «Шедевры европейской графики из собрания В. Н. и Н. В. Басниных», заполнившую почти весь первый этаж Музея личных коллекций, можно рассматривать как пособие по истории европейской гравюры – для этого достаточно материала. Как пособие по истории европейского искусства начиная с XVI века – графика позволяет проследить рождение и развитие художественных стилей и формирование национальных школ. Ее можно рассматривать как восстановление исторической справедливости по отношению к замечательным русским коллекционерам, оставившим нам великолепное наследство. Но лучше всего эту выставку просто рассматривать. Медленно, внимательно, получая удовольствие от каждого листа, потому что все выставленные 250 – восхитительны и не скучны в долгом общении.

Здесь есть абсолютные и популярные шедевры, такие как «Меланхолия» и «Рыцарь, смерть и дьявол» Дюрера, автопортрет Рембрандта или листы хоггартовской серии о веселых, но плохо закончившихся похождениях повесы. Есть редкости и древности вроде ранних листов Мартина Шонгауэра. Есть гравюры с великих Монтеньи и Рубенса, есть куртуазные Буше и Фрагонар, виртуозные граверы Саделер и Голциус.

Среди биографического материала выставки есть рукопись младшего Баснина «Способ белить гравюры и вынимать из них пятна». Коллекционер делал это собственноручно.

Практикующему архитектору Сергею Чобану, коллекционеру наших дней, оттирать собранные архитектурные рисунки не пришлось – не на Хитровке куплены, а на почтенных европейских аукционах, чистенькими, в славе.

«Золотой век архитектурной графики из коллекции Сергея Чобана» – выставка небольшая, но вполне достойная зала Пушкинского музея. Шесть десятков архитектурных рисунков и чертежей, датированных XVIII – первой половиной XIX века. Большинство сюжетно связаны с Римом и Петербургом. Возможно, так подчеркнуто, что наша Северная столица, барочная и классицистическая, вдохновлена вечным Римом, а не каким-нибудь городом на воде. И тут, как и на выставке Басниных, каждый лист прекрасен, выполнен с невозможным сегодня совершенным владением кистью и пером, будь то архитектурные фантазии Робера или театральные Гонзага.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать