Статья опубликована в № 2716 от 20.10.2010 под заголовком: Листы счастья

В Пушкинском музее – два частных собрания графики

Пушкинский музей открыл две графические выставки – гравюры из семейного собрания Басниных и архитектурные рисунки из коллекции Сергея Чобана
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Лука Лейденский. Давид, играющий на арфе перед Саулом. 1508 г.

Василий Николаевич Баснин происходил из известной с XVIII века сибирской купеческой династии. Любознательный и деятельный, покидая в середине позапрошлого века родной Иркутск, он оставил городу ботанический сад, духовной семинарии – уникальную библиотеку, а собрание гравюр увез с собой в Москву.

Его сын Николай Васильевич был юристом и страстным любителем искусства, он умножил отцовскую коллекцию и довел ее до музейного уровня, почти идеального. После революции и смерти Николая Васильевича коллекция перешла государству, и теперь ее 8000 листов составляют существенную часть фонда графики Пушкинского музея.

Выставку «Шедевры европейской графики из собрания В. Н. и Н. В. Басниных», заполнившую почти весь первый этаж Музея личных коллекций, можно рассматривать как пособие по истории европейской гравюры – для этого достаточно материала. Как пособие по истории европейского искусства начиная с XVI века – графика позволяет проследить рождение и развитие художественных стилей и формирование национальных школ. Ее можно рассматривать как восстановление исторической справедливости по отношению к замечательным русским коллекционерам, оставившим нам великолепное наследство. Но лучше всего эту выставку просто рассматривать. Медленно, внимательно, получая удовольствие от каждого листа, потому что все выставленные 250 – восхитительны и не скучны в долгом общении.

Здесь есть абсолютные и популярные шедевры, такие как «Меланхолия» и «Рыцарь, смерть и дьявол» Дюрера, автопортрет Рембрандта или листы хоггартовской серии о веселых, но плохо закончившихся похождениях повесы. Есть редкости и древности вроде ранних листов Мартина Шонгауэра. Есть гравюры с великих Монтеньи и Рубенса, есть куртуазные Буше и Фрагонар, виртуозные граверы Саделер и Голциус.

Среди биографического материала выставки есть рукопись младшего Баснина «Способ белить гравюры и вынимать из них пятна». Коллекционер делал это собственноручно.

Практикующему архитектору Сергею Чобану, коллекционеру наших дней, оттирать собранные архитектурные рисунки не пришлось – не на Хитровке куплены, а на почтенных европейских аукционах, чистенькими, в славе.

«Золотой век архитектурной графики из коллекции Сергея Чобана» – выставка небольшая, но вполне достойная зала Пушкинского музея. Шесть десятков архитектурных рисунков и чертежей, датированных XVIII – первой половиной XIX века. Большинство сюжетно связаны с Римом и Петербургом. Возможно, так подчеркнуто, что наша Северная столица, барочная и классицистическая, вдохновлена вечным Римом, а не каким-нибудь городом на воде. И тут, как и на выставке Басниных, каждый лист прекрасен, выполнен с невозможным сегодня совершенным владением кистью и пером, будь то архитектурные фантазии Робера или театральные Гонзага.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more