Московский дом фотографии открыл четыре выставки

Московский дом фотографии открыл четыре выставки: французскую – для любознательных, Георгия Петрусова – для патриотов, Александра Будберга – для читателей, Симона де Пюри – ради автора

Выставочная политика Московского дома фотографии всегда фейерверк. Здесь любят выстрелить несколькими выставками залпом, чтобы зрителю было из чего выбирать и чем восхититься. Вторая – после недавнего открытия нового здания музея на старом месте – серия также рассчитана на очень разные зрительские интересы.

«Электрические ночи» как раз о залпах и внешних эффектах: о салютах, огнях большого города, о пламени и дыме. Привезенная из Центра Помпиду выставка только отчасти художественная. В ней есть произведения искусства: старинные гравюры, работы французских фотоклассиков, современное видео, но жанр ее – исследовательский. Здесь уравнены известные, малознакомые и неизвестные авторы – все выставлены пирофилами или пирофобами.

Йоко Оно, например, с помощью военной камеры снимала зажженную спичку на такой скорости, что на экране она горит вечным огнем, а Роман Зингер бесконечно монтировал кадры наступающего на мост пожара, словно избывая собственный страх. Но главные герои здесь – неизвестные операторы, храбро снимавшие извержение Этны в начале прошлого века: уж очень красива раскаленная лава и грозен проснувшийся вулкан.

Центральная фотографическая выставка – большая ретроспектива Георгия Петрусова, классика советской фотографии, начинавшего по-конструктивистски и закончившего съемками балетов Большого театра. Показано очень много его работ (из собрания Алекса Лахмана) разных лет, и между действительно выдающимися художественно или оставшимися в фотолетописи страны снимками немало проходных, которых просто не могло не быть у фотокора, работавшего для периодики.

А следующая выставка вся состоит исключительно из превосходных – знаменитых и запоминающихся – фотографий, сделанных в разных странах большими мастерами или везунчиками с камерой, сумевшими оказаться в нужном месте когда надо. Но не блистательные фотографы тут авторы – а журналист Александр Будберг, написавший к каждому из снимков приятное эссе, в меру раздумчивое, часто познавательное. «Фотоальбом» Будберга уже вышел отдельной книжкой, и, может быть, кто-то мнительный подумает, что выставка сделана исключительно для поддержания хороших отношений с автором. Но мы не такие и уверены, что этот показ будет тепло встречен и высоко оценен самым демократичным зрителем.

Чего не скажешь о выставке PurePuryGraphy Симона де Пюри, состоящей из крупномасштабных, обработанных в цифре снимков бытовых предметов, превращенных в подобие абстрактно-геометрических картин. Вещи Симона де Пюри вполне элегантны, но интересны будут в основном тем, кто знает, что это не профессиональный автор, а известный и очень влиятельный бизнесмен от искусства.