Покупатели автомобилей забыли об экономии

Кризис миновал, и на первое место выходят комфорт, дизайн и безопасность, уверены производители, отказывающиеся от ставки на сверхдешевые автомобили.
Д.Гришкин

Покупатели автомобилей стали больше интересоваться их дизайном и комфортом и меньше - экономичностью.

Интерес покупателей к энергоэффективным и экологичным автомобилям, взлетевший во время кризиса, в настоящее время несколько снизился, свидетельствуют данные опроса «Перспективы развития автомобильной промышленности–2011», проведенного KPMG International среди руководителей ведущих мировых автоконцернов.

Автовладельцы по-прежнему очень заинтересованы в низких затратах на топливо, но лишь 91% опрошенных KPMG руководителей назвали этот аспект важным, в то время как два года назад таких было 96%. Доля тех, кто считает важным экологичность машин, сократилась с 81% в прошлом году до 74% сейчас. А вот интерес покупателей к безопасности, внешнему виду, эргономике и комфорту за последний год вырос, показывает опрос.

Лишь 84% боссов мировых автоконцернов считают, что рост продаж автомобилей будет связан с появлением новых гибридов, хотя еще год назад таких было 93%. В другие же виды топлива опрошенные топ-менеджеры верят еще меньше: тех, кто считает, что стоит ждать роста продаж машин, работающих на альтернативном топливе, лишь 63% против 83% годом ранее.

А вот вера в просторные автомобили с большим расходом топлива постепенно растет: 51% опрошенных ожидают роста продаж кроссоверов, а 27% ждут всплеска интереса покупателей к внедорожникам, хотя два года назад таких было 20 и 13% соответственно. Напротив, надежды, связанные с созданием сверхдешевых автомобилей, тают: если два года назад 88% руководителей автоконцернов ждали роста продаж этих машин, то сейчас в эти машины верят лишь 60%.

Будущее электромобилей по-прежнему остается туманным: 38% лидеров отрасли полагают, что эти машины не будут доступными для покупателей без предоставления госсубсидий на их покупку, при этом 43% опрошенных считают, что эти субсидии будут сокращаться.

Автопроизводители предполагают, что в ближайшие десять лет доминирующее положение на рынке будут занимать автомобили с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Но при этом 93% опрошенных KPMG руководителей автоконцернов намерены инвестировать в новые технологии двигателей - это второе по важности направление после инвестиций в разработку самих автомобилей. Из этих технологий наиболее перспективной руководителям отрасли кажется разработка гибридных двигателей — за нее проголосовали 37% опрошенных, 31 и 21% высказались за инвестиции в силовые установки на аккумуляторах и топливных элементах соответственно. А вот в двигатели, работающие на газе, верят лишь 2%.

Однако разработка новых технологий двигательных установок потребует создания альянсов автопроизводителей. Так, 68% опрошенных считают это лучшим способом получения доступа к таким технологиям. При этом 31% руководителей отрасли считают, что создание альянсов — в целом лучший способ привлечь инвестиции; на самофинансирование и заемные средства надеются лишь 26 и 18% опрошенных соответственно. «Чтобы быть конкурентоспособными на глобальном уровне, российским автопроизводителям необходимо налаживать партнерство с глобальными автоконцернами. В России есть несколько примеров такого партнерства, включая альянсы «АвтоВАЗа» с Renault-Nissan и «Соллерса» с Fiat», - цитирует KPMG исполнительного вице-президента «АвтоВАЗа» Олега Лобанова.