Стиль жизни
Бесплатный
Алексей Непомнящий
Статья опубликована в № 2887 от 05.07.2011 под заголовком: Экспресс на стадион

Любовь к футболу подорожает на 250 млрд руб.

К чемпионату мира по футболу в 2018 г. РЖД собирается запустить еще в восьми российских городах скоростное сообщение с аэропортами. Проект будет стоить почти 250 млрд руб. Но львиную долю этих средств компания надеется получить у государства
А.Махонин

Сейчас аэроэкспрессы курсируют лишь в двух городах – Москве и Екатеринбурге. К 2018 г. РЖД хочет запустить скоростное сообщение между городом и аэропортом в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Казани, Ярославле, Волгограде, Калининграде и Сочи. Об этом говорится в концепции развития железнодорожной инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу (копия есть у «Ведомостей»), подготовленной подведомственным РЖД Институтом экономики и развития транспорта (ИЭРТ). Проект будет стоить 241,9 млрд руб., говорится документе.

Львиная доля этих денег – 185,3 млрд руб. (см. таблицу) – пойдет на расширение перевозок в Москве. Деньги необходимы на усиление существующей железнодорожной инфраструктуры, строительство новых веток и создание транспортно-пересадочных комплексов, в том числе и в районе станции Каланчевская рядом с Комсомольской площадью: предполагается, что оттуда будут отправляться аэроэкспрессы во все аэропорты Москвы. Потребуется закупить и шесть новых аэроэкспрессов – предполагается, что это будут поезда Siemens Desiro Rus («Ласточка»), о производстве которых в России Siemens, группа «Синара» и «Аэроэкспресс» договорились месяц назад (вчера «Аэроэкспресс» объявил, что не будет участвовать в СП). В результате к 2018 г. объемы перевозок аэроэкспрессами вырастут вдвое – до 20 млн человек в год.

Львиную долю средств на запуск аэроэкспрессов должно выделить государство, следует из концепции. Ведь частные инвесторы никогда не смогут окупить эти проекты из-за высоких затрат на развитие железнодорожной инфраструктуры, говорится в документе. Максимальная доля вложений частного инвестора не превышает 35% (для строительства линии аэроэкспресса в Санкт-Петербурге), а привлекать частные инвестиции для строительства таких линий в Волгограде, Калининграде и Ярославле вообще не имеет смысла.

Средства на развитие линий аэроэкспрессов в Москве должны поступить по федеральной целевой программе развития транспорта, которая сейчас готовится Минтрансом, рассказал «Ведомостям» сотрудник ИЭРТ. Отдельно финансируется и строительство аэроэкспрессов в Казани к Универсиаде-2013 и Сочи к Олимпиаде-2014. А деньги на остальные проекты должны быть предоставлены федеральным и региональными бюджетами, хотя не исключено и участие частных инвесторов.

Причем в такой роли может выступить и РЖД, говорит собеседник «Ведомостей». Но конкретные объемы и источники финансирования будут понятны через 1,5–2 года, когда концепция начнет преобразовываться в конкретные проекты, отметил он. Сейчас обсуждается исключение нескольких городов из программы проведения чемпионата, в таких городах линии аэроэкспрессов строиться не будут, предупредил сотрудник института.

Проект был одобрен научно-техническим советом РЖД в середине июня, сообщала компания, 30 июня он был отправлен на рассмотрение в Минтранс.

Выделение средств на эти проекты из федерального бюджета возможно, не исключает чиновник Минфина. Но ведомство никаких заявок на их финансирование пока не получало и в проектировках бюджета 2012–2014 гг. эти средства не заложены, отмечает он. В марте на конференции «Единой России» был представлен проект развития линий аэроэкспрессов в Москве со строительством пересадочного комплекса на Каланчевской стоимостью 208 млрд руб., из которых 98 млрд руб. должны были поступить от частных инвесторов, 80 млрд руб. – из федерального бюджета и 30 млрд руб. – из региональных, соинвесторами назывались РЖД и «Аэроэкспресс» (оператор аэроэкспрессов в Москве, 50% – у РЖД, эстонской Transgroup Invest, Искандера Махмудова и Андрея Бокарева). Это фактически тот же самый проект, цифры отличаются из-за изменения некоторых деталей, говорит сотрудник ИЭРТ. Представители РЖД и департамента транспорта правительства Москвы от комментариев отказались, с представителем «Аэроэкспресса» связаться не удалось.

Даже в Москве и Санкт-Петербурге окупить проекты строительства аэроэкспрессов очень сложно. В менее крупных городах без поддержки государства это вообще невозможно, подтверждает эксперт Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Но запускать аэроэкспрессы в городах-миллионниках нужно. Ведь они обеспечивают дополнительные удобства для пассажиров, как и высокоскоростные железнодорожные магистрали, которые также без финансового участия государства неокупаемы.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more